Искусство

История искусства

Первобытное искусство



Пещера Руффиньяк


Пещера Руффиньяк во Франции - одна из самых больших по протяженности и разветвленных пещер с палеолитической живописью. Общая протяженность всех ее залов и коридоров в трех уровнях около 10 км. Сама пещера была известна давно. Она упоминается в "Универсальной космографии мира" Ф. де Бельфора (1575). Аббат Анри Брейль

В конце прошлого века был составлен план пещеры (Мартель) с указанием старых надписей на Большом Плафоне. В 1915 г. здесь был тогда еще начинающий исследователь пещер аббат Анри Брейль. На стенах пещеры тоже есть старые надписи и рисунки. Считалось, что они были сделаны не ранее средних веко. В 1956 г., участок земли с пещерой был куплен семьей Плассаров. В том же году здесь остановились по пути в Пуатье на конгресс их друзья, археологи Ролан Робер и Луи Рене Нужье. 26 июня 1956 г., Ролан Робер, разглядывая в одном месте стену пещеры позвал: "Эй, Тото, иди-ка посмотри". Это были рисунки двух мамонтов - несомненное свидетельство их палеолитического возраста. С той поры живопись и графика пещеры Руффиньяк стала объектом пристального изучения специалистов и местом постоянного паломничества туристов и любителей старины.

До сих пор не прекратились споры между специалистами о подлинности и принадлежности к верхнему палеолиту отдельных изображений из пещеры Руффиньяк. Сомневаются, в основном не французы. Больше всего споров вызвал фриз из трех носорогов. Относительно фриза ссылаются на утверждения некоторых спелеологов, которые, бывая в пещере между сентябрем и декабрем 1948, видели только двух носорогов, а третий якобы прибавился только в 1949 г. На плафоне по мнению некоторых специалистов представлены произведения недавних "наивных" художников. Живопись Руффиньяка пока не датировалась по С-14 и необходимость таких датировок очевидна.

Первобытное искусство: Пещера Руффиньяк


В живописи пещеры Руффиньяк самым популярным персонажем был мамонт. Здесь насчитывают 157 изображений этого древнего, вымершего слона. Обычно это - разрозненные фигуры или вереницы животных. Однако в двух случаях мамонты противостоят друг другу. Одна из таких сцен перед Вами (рис.1) (длина 110 см). У левого мамонта оба бивня направлены вперед. У правого - один бивень направлен вперед, а второй как бы повернут в сторону. Что это, геральдическая композиция или сцена столкновения двух гигантов, об этом можно только догадываться. По мнению Жана Плассара в этой сцене нет признаков агрессивности.

Первобытное искусство: Пещера Руффиньяк


Пещера Руффиньяк известна давно. В ней побывало много разных людей. Когда было установлено, что большая часть живописи в пещере относится к эпохе верхнего палеолита, стали распространяться слухи о якобы более поздних и чуть ли не современных подделках, в частности, о некоторых отпечатках ладоней. Отдельные изображения мамонтов, по мнению некоторых людей слишком "наивны", чтобы быть древними. Но больше всего "не повезло" фризу с тремя носорогами. Один местный житель говорил, что видел их еще в 1938 г. Однако спелеологи, часто посещавшие пещеру в конце 40-х гг., утверждают, что два из трех риноцеросов появились между сентябрем и декабрем 1948 г., а третий - к пасхе 1949 г. Действительно, между двумя левыми носорогами, с одной стороны, и правым - с другой - специалисту заметна стилистическая разница. Но это еще не значит, что правый носорог подделан. То, что спелеологи могли до осени 1948 г. не видеть этого фриза, ни о чем не говорит. Достаточно вспомнить Капову пещеру, которая была известна с XVIII века, а живопись открыли только в 1959 г. Непрофессиональный взгляд может и не увидеть древние рисунки из-за недостаточного освещения, кальцитового налета и многих других причин. А.Брейль по поводу слухов о подделках в пещере Руффиньяк не без юмора говорил, что подделать палеолитическую живопись не так-то просто, и что в те годы, кроме него, никто этого делать не умел.

назад оглавление первобытное искусство вперед