Искусство

История искусства

Первобытное искусство



Пещера Шове


Пещера Шове - одна из самых громких и самых последних сенсаций не только археологических, но общекультурных. Она находится на юге Франции, в департаменте Ардеш, в обрывистом берегу каньона одноименной реки, притока Роны. Поблизости расположена широко известная во Франции природная достопримечательность - "Арочный Мост". Так здесь называют огромную промоину в скале, которая как бы перекрыла реку гигантским мостом с высотой пролета в 60 м.

Первобытное искусство: Пещера Шове


Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр. Все они уже имели большой опыт исследования пещер, в том числе и содержащих следы доисторического человека. Полузасыпанный вход в тогда еще безымянную пещеру им уже был известен, но до этого пещера еще не была обследована. Когда Эльет, протиснувшись через узкое отверстие увидела большую полость, уходящую вдаль, она поняла, что нужно возвращаться к машине за лестницей. Был уже вечер, они даже засомневались, не отложить ли им дальнейшее обследование, но все же вернулись за лестницей и спустились в широкий проход. Пройдя несколько десятков метров и увидев следы красной охры, а затем фигуру мамонта, спелеологи поняли, что открыли новый памятник палеолитической живописи.

Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это - самая ранняя на Земле живопись (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину. О пещере Шове опубликованы десятки научных статей, не считая сенсационных материалов в широкой прессе, издан и переведен на основные европейские языки большой художественный альбом.
Первобытное искусство: Пещера Шове


Cпелеолог Жан-Мари Шове, по имени которого пещера получила свое название.

Строго говоря, изображение бизона на рис.3 трудно назвать живописью, поскольку все сделано одной черной краской. Но удачное сочетание естественного цвета фона и его рельефа с черным контуром создает полную иллюзию живописи. Видно, что художник методом проб и ошибок искал наиболее приемлемого для него сочетания пропорций между головой и размерами корпуса животного.

Первобытное искусство: Пещера Шове


назад оглавление первобытное искусство вперед