Искусство

История искусства

Рейсдал



Рейсдал. Еврейское кладбище


Еврейское кладбище, (ок. 1660), Картинная галерея, Дрезден



    Несмотря на то, что голландские художники-пейзажисты писали в различных манерах, всех их роднило одно - стремление как можно полнее выразить любовь к родной природе.
    Темное небо, мрачные руины, искореженные деревья, надгробья, утонувшие в полумраке, - все это складывается в одну из самых знаменитых работ Рейсдала. Она была написана, скорее всего, в 1653-54 годах. В это же время художник создал и другое "Еврейское кладбище", которое, в сущности, является не самостоятельным полотном, а вариантом представленной здесь картины.
    Современники Рейсдала могли "читать" эту картину не просто как драматичный пейзаж, но и как напоминание о бренности бытия. Аллегорией тщетности погони за земной славой и роскошью можно считать тяжелые, богато украшенные надгробья из заморского мрамора. Тем, чей прах покоится под ними, заморский мрамор уже давным-давно не нужен.
    Этот удивительный пейзаж Рейсдал написал по нескольким этюдам, которые сделал, посетив еврейское кладбище под Амстердамом.

    Взгляд зрителя сразу же приковывает к себе серебристо-белый ствол березы. Он образует светлую композиционную рамку для темного и таинственного кладбищенского пейзажа. Мучительно изогнутый ствол дерева, световые блики, играющие на его ободранной коре, листва, выступающая на светлом фоне облаков, - все это помогает художнику создать нужную атмосферу. Нельзя не заметить, что эта старая береза перекликается, по меньшей мере, еще с двумя деталями пейзажа - с мраморной гробницей в центре композиции (белый мрамор с черными прожилками похож на кору березы) и с трухлявым пнем на берегу ручья.
    Не менее важная роль отведена деревьям и во многих других пейзажах Рейсдала. Удивительно подробно, во всех деталях написано художником засохшее дерево на картине "Пейзаж с расщепленным молнией вязом" (1648). Здесь изуродованное (но все еще могучее) дерево помещено на переднем плане. Оно словно нависает над стоящей в отдалении церковью, вызывая у зрителя ассоциации с распятием.
    Совершенно иную роль отводит мастер дереву в композиции "Большой дуб" (1652). Огромное раскидистое дерево с пышной листвой, являющееся "главным персонажем" картины, надежно укрывает путников от палящего солнца.
    Сохранившиеся до наших дней рисунки Рейсдала свидетельствуют о том, что художник на протяжении всей своей жизни тщательно изучал деревья, обращая внимание на каждую деталь.

    В своей книге "Пейзаж в живописи" искусствовед Кеннет Кларк отметил: "Пожалуй, только в XVII веке великие художники могли писать пейзажи исключительно для собственного удовольствия". Быть может, это заявление выглядит слишком категоричным, однако одно можно сказать определенно: именно в XVII веке голландская пейзажная живопись пережила, по выражению того же Кларка, период "краткого, но ослепительного взлета".
    С чем была связана столь мощная вспышка "национального гения"? И почему именно в пейзаже полнее всего выразился этот гений? Исчерпывающего ответа на этот вопрос, как догадывается читатель, дать нельзя. Искусство - одна из самых непостижимых областей человеческой деятельности. И все, что будет сказано о нем, не будет полной правдой. Но некоторые вещи все же объяснить можно.
    В XVII веке голландцы чувствовали себя победителями. Они наконец-то сбросили ярмо католической Испании, томившее их долгие годы, и получили право любить свою родную землю "во весь голос", жить без страха на этой земле, возделывать ее, трудиться для ее блага. И то, что в этом контексте именно пейзаж стал самым востребованным жанром живописи, выглядит вполне закономерно. Что же еще, как не голландскую землю с ее ветряными мельницами, каналами и лесами, мог писать голландский художник?
    Победительное настроение, владевшее умами голландцев, спровоцировало всплеск деловой активности. Дух благоустроительства витал надо всем. И голландские пейзажисты не остались в стороне от общего дела. Они запечатлевали тучные стада коров, бродящих по лугам, колосящиеся нивы, судостроительные верфи и чистые улицы безудержно растущих городов.
    "Еврейское кладбище" Рейсдала не относится к таким жизнеутверждающим пейзажам. Возникает вопрос: а не было ли оно протестом против "духа благоустроительства", напоминанием увлекшимся земной жизнью голландцам о бренности этой самой земной жизни? Вряд ли это так. Большинство других своих работ Рейсдал писал вполне в духе времени - с пашнями и стадами. Возможно, "Кладбище" художник создал, чувствуя приближающуюся старость? Но он не был стар. Остается предположить, что здесь мы имеем дело с необъяснимым "кульбитом" гениальной натуры (на которые, впрочем, они, гениальные натуры, всегда горазды), с пейзажем, написанным, как сказал бы Кларк, "исключительно для собственного удовольствия".

К списку картин Биография Продолжение