Искусство

История искусства

Одилон Редон



Одилон Редон. Улыбающийся паук


Улыбающийся паук (ок. 1881) Лувр, Париж



При взгляде на этого паука сразу же вспоминается нашумевший в свое время роман Жориса Карла Гюисманса "Наоборот", а точнее - спальня Дезесента, главного героя этого произведения. Как, вероятно, помнит читатель, ее украшала картина, на которой был изображен ужасный паук с человеческим лицом. Кроме того, возможно предположить, что в "Улыбающемся пауке" Редон отразил не только свои видения, но и свои представления об эволюции. Во второй половине XIX столетия умами европейцев завладела эволюционная теория Чарльза Дарвина, согласно которой все формы жизни на Земле тесно взаимосвязаны друг с другом, и высшие организмы произошли от низших. Эта теория выводила на мысль, что в ходе эволюции Природа могла создавать некоторые "промежуточные", "гибридные" экземпляры, впоследствии оказавшиеся нежизнеспособными. В свете подобных предположений паук с человеческим лицом казался не столь уж фантастическим. Добавим, что воображение Редо-на могли подхлестнуть и "монстры из микроскопа", поскольку увлечение микроскопом было в те годы повальным (достаточно сказать, что в 1860 году в одном из кафе Бордо устраивались - и пользовались большим успехом - представления, в ходе которых зрители рассматривали под микроскопом каплю воды). Что касается паука Редона, то он пугает не столько "антропоморфностью", сколько величиной (о ней позволяет судить размер плиток пола). "Голова" паука напоминает отрубленные головы, часто встречающиеся в прочих "чернотах" героя нашего выпуска.

Назад К списку картин Биография Продолжение