Искусство

История искусства

Одилон Редон



Одилон Редон. С закрытыми глазами


С закрытыми глазами (1890) Музей Орсэ, Париж



Эту гигантскую "спящую голову", предвещающую во многом образы сюрреалистов, Редон писал много раз. Историки искусства полагают, что именно с этой картины в творчестве мастера открылся "светлый период", когда он постепенно начал отходить от мрачных "чернот" и стал отдавать предпочтение легким и красочным образам. В самом деле, между картиной "С закрытыми глазами" и прежними работами Редона существует огромная разница. Если в последних часто присутствуют отделенные от туловища (или же "прикрепленные" к неподобающему телу) головы, тревожно глядящие в пустоту огромными, нечеловеческими глазами, то в "С закрытыми глазами" голова кажется головой некой античной статуи. Глаза ее мечтательно закрыты, спокойный "морской" фон говорит нам, что грезы ее - безмятежны. Современные Редону критики утверждали, что эта голова - портрет Камиллы, жены художника (сам он, заметим, отрицал это). Говорили также и о том, что "С закрытыми глазами" Редон написал, ориентируясь на стиль Леонардо да Винчи. Действительно, закрытые глаза редоновской "головы", ее изящный наклон напоминают (хотя, надо признаться, напоминают весьма отдаленно) головы персонажей Леонардо. Палитра Редона, только-только начавшего переходить от графики к полихромной живописи, остается здесь еще бледной, "робкой", но в ней уже есть предчувствие будущих радостных цветов. Интересно также отметить, что сам автор толковал эту картину в религиозном ключе: в одной из версий "С закрытыми глазами" вокруг головы изображен нимб.

Назад К списку картин Биография Продолжение