Репин
Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году. 1879
Картина "Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и
пытки всей ее прислуги в 1698 году" задумана в Чугуеве в 1877 году, окончена в 1879 году в Москве. Первая историческая картина
Репина. История трактуется художником как драма личности. Главная интересующая его задача - раскрыть трагические переживания
свергнутой и заточенной царевны, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть. В историческом образе Репин стремится передать
общечеловеческие чувства в наиболее ярком и монументальном их выражении. Репина увлекает преимущественно экспрессия открытого
проявления чувств. С большой силой выразительности изображает он гневное лицо царевны с нахмуренными бровями, широко раскрытыми
глазами, раздувающимися ноздрями и плотно сжатыми губами. Судорожно скрещены, на груди руки, и вся ее словно застывшая фигура
выражает скованную силу и энергию. Облик Софьи внушает страх, что подчеркнуто художником в изображении забившейся в глубину
испуганной девочки-послушницы.
Образ Софьи в своей богатырской силе свидетельствует о демократичности эстетики Репина, стремившегося в
трактовке исторической личности избежать всякой идеализации и приукрашенности. В мощности облика Софьи Репина захватывают
характерность выражения, цельность натуры и сила чувств людей старой Руси.
Композиция картины лаконична. В ней господствует одна фигура царевны, а все остальное - не только обстановка, но
и голова повешенного стрельца в окне, и фигурка монашенки - все это лишь играющие подсобную роль детали. Они нужны для того, чтобы
сделать изображение сюжетной картиной, а не просто своего рода монументальным портретом. Репин несколько сдвигает фигуру Софьи от
центра и делает ее в небольшом повороте. Неглубокий интерьер палаты, изображенной с угла, выгодно выделяет фигуру, придает ей
крупный масштаб.
Картина написана в темпераментной и сочной живописной манере. Ее цветовая гамма построена на контрасте и
переходах холодных серебристых тонов парчового платья царевны, натюрморта на столе, света в окне и теплых темных стен интерьера,
красного ковра на полу, света свечей в арке, в глубине. Это сочетание двух тональностей должно служить передаче душевного смятения
и одиночества царевны. Любопытная деталь: пятна от восковых свечей на сукне, обтягивающем пол. Этой тонко подмеченной деталью Репин
придает бытовую убедительность изображению. В ее передаче сказывается репинская любовь и внимание ко всему в картине, длительное
вынашивание ее и стремление к законченности, завершенности.
Назад | К списку картин | Биография |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер