Искусство

История искусства

Илья Ефимович Репин



С мыслью о родине

Репин многообразен. Он писал фольклорные, религиозные, исторические, жанровые картины, был известен как замечательный портретист, - смело экспериментировал в живописной технике. И тем не менее, его художественный мир целен, ибо "просвечен" одной мыслью, одной любовью - любовью к России.

Репин по праву считается крупнейшим русским художником XIX века. Лев Толстой как-то заметил, что Репин сумел выразить национальные особенности русской жизни ярче других живописцев. Вообще говоря, Репин и Толстой в своем творчестве во многом дополняют друг друга. Лучшие творения художника вполне сопоставимы по духовной мощи и эпичности характеров с книгами великого писателя, знатока души человеческой. Сближает их и то, что их произведения получили всеевропейское признание, прорвав "герметичность" тогдашней русской культуры.

В этом смысле рядом с Репиным можно поставить лишь двух его предшественников: мы имеем в виду Карла Брюллова (1799- 1852) и Александра Иванова (1806-1858). Увидев в мае 1867 года знаменитое ивановское "Явление Христа народу", 22-летний студент Репин назвал его "величайшим творением в истории мировой живописи, созданным рукой русского гения". Впрочем, кое-что отличает Репина от этих живописцев. И Иванов, и Брюллов провели свои лучшие годы в Италии; Репин же состоялся как художник на родине. И хотя некоторые его ранние работы, написанные на религиозные сюжеты, по манере напоминают ивановский шедевр, это влияние (если мы вообще вправе говорить в данном случае о влиянии) было недолгим. Очень быстро Репин ушел от "академических" тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности.

Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлеченности Россией, ее прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он и вернулся на родину раньше срока).

Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной своей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всем многообразии ее проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества. У этой погони за социальной пользой и этической безусловностью были и свои минусы; часто она шла в ущерб эстетической ценности, иногда вообще приводя творцов к сомнениям в оправданности художественного творчества. "Поздний" Лев Толстой, объявивший "дурной литературой" свои "Войну и мир" и "Анну Каренину", - ярчайший пример такого отношения к искусству.

Впрочем, Репин, оставаясь серьезным и ищущим художником, до подобных отрицаний никогда не доходил. Слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее - принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 году Репин писал Владимиру Стасову: "Я все так же, как с самой юности, - люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей... Оно всегда и везде, в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, - лучшие часы моей жизни".

Писал Репин медленно, тщательно, делая для каждой большой картины массу предварительных этюдов и набросков, и поэтому работа над некоторыми полотнами растягивалась у него на годы. Чего стоит только десяток лет (даже больше!), отданный знаменитым "Запорожцам". Репину долго казалось, что картине чего-то не хватает, и он снова ехал на Украину в поисках каких-то упущенных, по его мнению, исторических деталей. Иногда впадал при этом в форменное отчаяние. В 1890 году он жаловался в одном из писем: "Я вынужден слишком многое приносить в жертву, чтобы добиться общей гармонии... Я не вижу конца этой работе, она совсем не движется. На какое-то время я вообще решил прекратить писать эту картину".

Подобная тщательность (кстати, снова сближающая художника с А. Ивановым), происходившая от особенностей характера и очарованности самой темой, вполне могла иссушить первоначальный замысел, однако Репину каким-то чудом удавалось избежать этой опасности; все его герои живут живой жизнью, репинская кисть остается мощной, виртуозной и неповторимой, а свежесть его полотен как бы напрочь исключает какие-то невероятные усилия. Эта обманчивая легкость дорогого стоит. И вместе с тем воздействие живописи Репина на тогдашнюю интеллигенцию было грандиозно. М. Мусоргский называл ее "грозным оружием".

Портреты современников считаются одной из вершин в творчестве Репина. Публика не переставала восхищаться ими даже тогда, когда резко менялось ее отношение к запечатленным художником людям.

В последние годы жизни Репин оказался в эмиграции. На родине ему продолжали оказывать знаки внимания, хотя общая художественная ситуация в 1920-е годы была, по существу, враждебна реализму. В моде был авангард, созвучный пафосу переустройства жизни, и на этом фоне Репин смотрелся почти бронтозавром.

Но вскоре все изменилось. Стабилизация большевистского режима отменила необходимость экспериментов, и они были запрещены. Советским художникам, загнанным в один-единственный "творческий" союз, отныне разрешалось работать в рамках одного-единственного "творческого" метода - метода социалистического реализма. То есть "отражать" успехи, "воспевать" и "прославлять". И вот тут реализм Репина оказался вновь востребованным. Многие советские живописцы взяли для себя за образец сочную манеру художника, а сам Репин был торжественно провозглашен "выдающимся русским художником-демократом". Следует заметить, что при этом, пожалуй, никому из советских живописцев так и не удалось создать произведение, сравнимое по мощи и духу с полотнами Репина. Но оценки, которые давались творчеству Репина в советскую эпоху, сильно повредили ему в глазах свободных западных мастеров. Впрочем, политические трактовки долго не живут, своеобразный художественный мир не зачеркнуть ни сиюминутными восхвалениями, ни сиюминутной хулой. Рано или поздно все возвращается на круги своя. И в последнее время уже никто не отрицает, что творчество Репина действительно является "визитной карточкой" русского реализма, сказавшего свое громкое слово в истории мировой живописи.
Исповедник идейного искусства
Репин часто жаловался близким людям на бедность своей фантазии. Было ли это художническое кокетство или истинное сожаление - Бог весть. Но конечно же, его реализм объясняется не бедностью фантазии, а твердым убеждением в верности эстетических идеалов, сформулированных в работах Белинского, Чернышевского, того же Стасова. "Искусство должно быть действенным". Сейчас это звучит довольно старомодно, но при этом сама живопись Репина старомодной нисколько не выглядит, волнуя зрителей так же, как и век с лишним назад. Почему ? Да потому что талант не может "устареть", как никогда не "устареет" способность сочувствовать несчастным и желание сделать жизнь лучше. Этический императив можно попытаться "обойти", но пока никому еще не удалось его отменить (как ни старались это сделать). А собственное "кредо", которому художник оставался верен всю жизнь, он сформулировал сам. И не один раз. "Я не могу заниматься, - писал он, - непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз... Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст".
Назад К списку картин