Искусство

История искусства

Русская икона



Русская икона. Сорок мучеников Севастийских


Сорок мучеников Севастийских

18 век. Москва
Дерево,  левкас, темпера. 140х73 см.


На иконе представлено мученичество 40 воинов римской армии, осужденных на смерть за исповедание христианства в Севастии (на территории Армении) около 320 г. Стояла зима. Воинов раздели и поставили в ледяные воды озера. Чтобы сломить их волю, на берегу растопили баню. Изображены 39 стоящих в воде мучеников в набедренных повязках. Слева бревенчатая баня, в которую входит один из воинов, не вынесший мучения. Изображение стража, уверовавшего во Христа при виде подвига мучеников и вставшего на место слабовольного человека, опущено. В небе - благословляющий Христос и пять ангелов с венцами небесной славы. Венцов меньше, чем мучеников. За венцами, которые держат ангелы, видны краешки других венцов - они как бы постепенно выплывают из глубины. Это должно было передавать образ небесного воздаяния верным, которое совершается на глазах зрителя. В древних иконах подобная трактовка движения, длящегося во времени, невозможна, в них всегда изображается 40 венцов, недвижно стоящих в небе над мучениками. Отступление от традиции связано с теми изменениями в понимании образа, которые произошли в русском религиозном искусстве в XVIII в. под влиянием светского искусства. Мастер свободно владеет традиционной темперной техникой, искусно притеняет лаками золото небесных венцов. В позах ангелов, в рисунке их развевающихся плащей ощутимы отзвуки искусства петровской эпохи. Лики ангелов, румяные, с сильными бликами и с рефлексами в тенях, напоминают об иконописи середины XVIII в. Но стремление иконописца к анатомической правильности изображения тела склоняет к датировке иконы второй половиной XVIII в. Вероятно, она исполнена в 1770-е - 1780-е годы, когда на стилистике русского церковного искусства стало явственно сказываться влияние Академии художеств. Иконописец мог работать в каком-либо из городов, обладавших значительными традициями иконописания и, вместе с тем, находившихся в активной связи со столицами, Москвой и Петербургом. Икона является качественным образцом русской иконописи Синодального периода, ярким примером адаптации к церковному искусству элементов художественного мышления Нового времени. Представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность.

Назад К списку икон Русская икона Продолжение