Искусство

История искусства

Джон Сингер Сарджент



Блеск высшего общества

Прославился Сарджент, прежде всего, как блестящий портретист. Самые аристократические семейства считали за честь быть изображенными на его полотнах. К концу жизни художник почти полностью отошел от портретной живописи, обратившись к фрескам, акварелям и пейзажам.

Спустя год после смерти Сарджента его старинная подруга Виолетта Паже писала: "Если коротко говорить об истории жизни Сарджента, то всю его жизнь можно свести к одной фразе: он работал". Действительно, вся жизнь Сарджента была посвящена творчеству. Во время всех своих путешествий художник писал огромное количество пейзажей, а иногда предпринимал поездки с исследовательскими целями - так, например, в 1905-06 годах он отправился искать сюжеты для своих фресок в Сирию и Палестину. Сарджент много читал, предпочитая всем другим книгам мемуары, исторические исследования и поэзию - то есть то, что могло стать источником вдохновения для его работы. Друг и биограф художника Эван Шартери рассказывал: "Он совсем не читал газет, его мало интересовало все, что не было связано с его работой".

Кроме портретов, Сарджент писал прекрасные пейзажи и фигурные композиции на различные сюжеты, а в последние годы жизни сосредоточился на создании величественных фресок, которые украшают стены общественных зданий в Соединенных Штатах. Наконец, Сарджент был превосходным рисовальщиком и автором замечательных акварелей.

Основы работы в самой различной технике были привиты Сардженту его педагогом, Каролюс-Дюраном, у которого Джон учился в Париже с 1874 по 1878 год. Каролюс-Дюран помог Сардженту заложить техническую основу его будущей свободной манеры.

Очень внимательно Сарджент изучал и работы старых мастеров. Более всех других он ценил двух великих портретистов XVII века - Франса Хальса и Диего Веласкеса. У последнего его особенно привлекали удивительный колорит и глубина композиции.

Аристократическая элегантность произведений Сарджента, его утонченные пропорции заставляют вспомнить творчество еще одного великого мастера портрета XVII века - Антониса Ван Дейка. Недаром знаменитый скульптор Огюст Роден однажды назвал Сарджента "Ван Дейком нашего времени". Несомненно, на Сарджента произвела глубочайшее впечатление выставка работ Ван Дейка, организованная в 1899 году в Королевской Академии художеств. После этой выставки позы моделей на портретах Сарджента стали напоминать позы, которые использовал великий фламандец.

Было между этими двумя художниками и еще одно сходство. Сарджент, как некогда и Ван Дейк, отказывался приукрашать своих знатных и богатых заказчиков. Его портреты блестящи с технической точки зрения, но совершенно лишены подобострастия. Не удивительно, что многие заказчики были недовольны своими портретами. Английский художник Гамильтон Минчин вспоминал, что одной леди не понравилось, каким длинным выглядит на портрете ее нос. На это Сарджент ответил ей: "Ну, этот пустячок вы можете подправить сами, когда придете домой".

Некоторые критики обвиняли его даже в том, что он умышленно вносит в портреты элемент карикатуры, желая подчеркнуть тем самым тщеславие своих заказчиков. Сам Сарджент отрицал это, говоря, что лишь строго следует природе. Американский художник и писатель Кеньон Кокс вспоминал: "Однажды Сарджент написал портрет, в котором, казалось, попытался приподнять вуаль, скрывающую внутреннюю, скрытую сущность позировавшего ему человека. Когда его спросили, так ли это, он ответил: "Если бы на человеке была вуаль, я написал бы вуаль. Я всегда пишу только то, что вижу"".

Впрочем, в большинстве случаев заказчики оставались довольны работой Сарджента, а критики превозносили художника до небес. Казалось, что впереди его не ожидает ничего, кроме почестей, славы и богатства. Он и в самом деле нисколько не был стеснен в средствах, но со временем все чаще начинал говорить о написанных им портретах с явным раздражением.

Он старался хотя бы на время отойти от этой, казавшейся ему нудной и никчемной, работы, уезжая в дальние путешествия. Наконец, в 1907, когда Сардженту исполнился 51 год, он воскликнул: "Больше я не напишу ни одной рожи!"

Освободившись от бремени заказных портретов, Сарджент заявил, что желает "посвятить остаток жизни настоящему искусству". Теперь, став знаменитым и богатым человеком, он мог позволить себе заняться тем, к чему лежала его душа, - пейзажами, акварелью, фресками. "Надеюсь, что мне никогда больше не придется браться за портрет, - говорил он. - Наконец-то я могу заняться тем, что мне по-настоящему близко и дорого, и в первую очередь, пейзажем". Следует заметить, что при жизни Сарджента его пейзажи были не слишком известны - гораздо больше внимания привлекли к себе его фрески, написанные для общественных зданий в Соединенных Штатах. Правда, в последнее время пейзажную живопись Сарджента оценивают достаточно высоко, отмечая в его работах свежесть и выразительность, а вот мнения о фресках художника высказываются самые разные - и не всегда только положительные. Одни критики находят фрески Сарджента слишком мрачными и тяжеловесными, другие, напротив, говорят о них, как о наивысшем проявлении мастерства и таланта художника.

В начале XX века Сарджент считался одним из лучших современных художников. Статья в "Таймc", сообщающая о его смерти, вышла под заголовком: "Конец эпохи в британской живописи". Вскоре после кончины Сарджента в Бостоне, Лондоне и Нью-Йорке прошли большие выставки, посвященные его творчеству.

Правда, посмертная слава художника оказалась недолгой - блеск его портретов затмили переломные для всей Европы тридцатые и сороковые годы. Уже в конце 1920-х годов живопись Сарджента стала казаться молодому поколению безнадежно устаревшей, вышедшей из моды. В 1929 году критик Роже Фрай, приверженец авангардного искусства, назвал Сарджента "бездарным художником, лишенным вкуса и воображения". Разумеется, не все разделяли столь радикальную точку зрения Фрая, но факт остается фактом - творчество Сарджента оказалось надолго забыто. Заново его открыли лишь в начале 1970-х годов.
Назад К списку картин