Искусство

История искусства

Саврасов



Саврасов.


Печерский монастырь под Нижним Новгородом (1871), Государственный художественный музей, Нижний Новгород



Эта работа Саврасова открывает его "волжскую" серию. Увлечение Волгой совпало в судьбе художника с самым плодотворным периодом его творчества. Впервые попав на Волгу в 1870 году, Саврасов, что называется, "прикипел" к ней душой - в ближайшее после этого пятилетие волжские просторы были главной его темой. Любопытно, что эту тему как бы унаследовал у своего учителя Левитан, на долгие годы связавший свою жизнь с Плесом и именно на Волге состоявшийся как художник, - очень любопытно сравнить представленную картину Саврасова с левитановским шедевром "Вечер. Золотой Плес" (1889): тут многое (вплоть до композиционных нюансов) совпадает, но главное, что роднит эти произведения, - это щемящее настроение, особая одухотворенность, вообще отличающие жанр так называемого '"лирического" пейзажа, возникновение и расцвет которого связывают с именами Саврасова и Левитана. Печерский Вознесенский монастырь, попавший в название этой работы, был хорошо известен в России - на изображенное здесь место его перенесли в 1595 году со сползшей в Волгу горы, где он был основан в начале XIV века. Монастырь славился своими древностями - в частности, библиотекой, где хранились древние монастырские акты, указы, синодики, старопечатные книги.

Назад К списку картин Биография Продолжение