Саврасов
Разлив Волги под Ярославлем (1874)
Весна
Саврасов - истинный певец весны, и в своем ощущении ее первоначальной поры он очень близок к лучшим русским поэтам - таким, как Тютчев, Фет, Некрасов. Художник
остро чувствовал момент пробуждения природы от зимней спячки и в своих работах очевидным образом наполнял этот "сюжет" религиозным смыслом. Говоря это, мы имеем в
виду, разумеется, не почти непременные силуэты храмов на его полотнах, а то внутреннее переживание "выси", которое для них характерно. Выражение же этого
переживания могло быть разным: и ошарашивающим зрителя могучим дыханием простора - как в работе "Разлив Волги под Ярославлем", 1874 (вверху); и звучащим тихой
музыкой - как в работе "Ранняя весна. Половодье", 1868 (на след. стр.). За внешней броской красотой художник не гнался -оттого-то любимый его месяц - "однообразный"
март, а вовсе не май с его буйной кипенью цвета. Ну какая тут красота ? Голые промокшие березки, талая грязная вода, остатки прошлогодней жухлой травы... И тем не
менее - душа вздрагивает от саврасовских весенних пейзажей, покорно отдается их очарованию, начинает звучать в унисон с их музыкой. Еще раз отметим - все работы
зрелого Саврасова необыкновенно музыкальны, "озвучены" - свистом свежего ветра, пением птиц, треском лопающихся почек. И, прежде всего, это относится к его
"весенним" произведениям.
Назад | К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер