Саврасов



Саврасов. Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду


Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду(1851)



Саврасов заявил о себе на рубеже 1840-50-х годов. Сразу несколько его тогдашних работ были тепло встречены критикой и привлекли к художнику всеобщее внимание. Представленное полотно - одно из них. Оно почти полностью покрывается эстетикой романтизма, из которой Саврасов вскоре вырос. Вместе с тем "Вид на Кремль" демонстрирует, что автор хорошо усвоил академические правила построения композиции, умело пользуется приемом цветового контраста. Другими словами, в этой работе перед нами - уже мастер.

Царь воздуха
Русские критики XIX века, с их некоторой склонностью к пафосному педалированию голоса, очень любили "короновать" современных живописцев разного рода венцами. Ничего плохого в этом нет - более того, покрывшись своеобразной "патиной" времени, эти давние формулы явно прибавили в изяществе. Да и то сказать - были они, по большому счету, точны, всякий раз выявляя самое существенное в том или ином мастере. Это напрямую касается и Саврасова, произведенного в свое время в "цари воздуха". И действительно, мало кто из тогдашних его коллег может сравниться с ним в умении изображать "живой" воздух - прозрачный, словно струящийся, почти осязаемый. Впрочем, были и такие, кто, чураясь пафоса, пытался сказать о Саврасове совсем просто - так, как велело безыскусное сердце. Например, преданный саврасовский ученик И. Левитан. "Саврасов, - написал он, - старался отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу". Комментировать тут, в общем-то, нечего.

Назад К списку картин Биография Продолжение