Шишкин
Дождь в дубовом лесу (1891), Государственная Третьяковская галерея, Москва
1890-е годы - кризисный для передвижников период. В это время их пытались "задвинуть" на второй план художники, исповедовавшие
новые идеи; среди самих передвижников выявились очевидные разногласия - многие из них не сумели понять необходимость перемен и на
глазах из новаторов превращались в самых закостенелых консерваторов, стоящих на пути естественного развития искусства. Шишкин умел
меняться. Умерший в 1887 году Крамской перед самой смертью успел разглядеть это, сказав, что Шишкин наконец-то "тон почуял".
Художник заинтересовался изображением атмосферных состояний и передачей световоздушной среды, не изменяя при этом основному своему
творческому принципу цельности видения предметной формы. "Дождь в дубовом лесу" - лучшее тому подтверждение.
В этой картине художник по-прежнему абсолютно точен и "объективен". Одна его знакомая вспоминала, как однажды, пробегая в грозовой
ливень мимо его дачи, с удивлением обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в совершенно промокшей одежде посреди лужи. "Иван
Иванович! - спросила она. - Вы тоже попали под дождь ?" "Нет, я вышел под дождь! - взволнованно ответил художник. - Гроза застала
меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих
капель... И темный лес. Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии..." Не тогда ли он "подсмотрел" эту свою работу ?
Назад | К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер