Искусство

История искусства

Павел Фёдорович Судаков




Павел Фёдорович Судаков

Хронология Жизни

Павел Фёдорович Судаков родился 20 августа (7 августа — по старому стилю) 1914 года в Москве в рабочей семье. Окончил семь классов школы и школу фабично-заводского ученичества. В 1933—1934 годах учился в художественной студии Московского союза художников (МОСХ) у А. М. Каневского и В. А. Фаворского. Состоял членом отдела изобразительных искусств рабочей молодёжи (ИЗОРАМ). В 1935—1941 годах учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова у Г. Г. Ряжского. С пятого курса он ушёл на фронт, записавшись в народное ополчение. В конце 1943 года Павла Фёдоровича отозвали в Москву и назначили руководителем художественной студии пограничных войск, которая просуществовала до 1947 года. После демобилизации в том же 1947 году П. Ф. Судаков был принят в члены Союза художников СССР. Участник художественных выставок с 1947 года. Павел Фёдорович много ездил по стране, писал картины на историческую тематику, портреты, пейзажи и натюрморты. Много лет он был членом правления МОСХа, председателем бюро секции живописи, членом художественного Совета студии военных художников им. М. Б. Грекова. В 1982 году Павлу Фёдоровичу Судакову было присвоено звание «Народный художник РСФСР». В 1984 году он был награжден медалью АХ СССР и стал лауреатом Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Его картины хранятся во многих музеях России и за рубежом.
Умер в 2010 году.

СКАЗКА БЕЛЫХ НОЧЕЙ
Художники открывают Север, Север открывает художников.
Мы знаем Павла Судакова - мастера жанровых полотен, портретиста. Север открыл нам Судакова - глубинно - психологического пейзажиста.
Может быть, художник изменил самому себе? Своим страстям и привязанностям? Но самому себе изменить невозможно. Художники это знают: может появиться новая тема или жанр. Они-грани выношенных годами раздумий мастера. Айвазовский писал портреты, но никогда не стал Кипренским. Но он не смог представить Черное море без Пушкина. А вы, сегодня, можете подумать о его летящих валах вне строк, осенивших их пушкинской любовью к Воронцовой, без строк, словно сотканных из кипящей влаги и звенящих, как старинная медь?!
Звоном стылого ветра открылись для Судакова Беломорск, Сум-остров, Вир-ма, Сумский посад, большие и малые поморские села - страна отчаянных мо-репроходцев, древних посадов и огненной корабельной сосны. Прославленные полярные капитаны и старики, поминающие "доброго русского корабела Петра", делили с ним и дым вечерних костров и то добрую, то печальную исповедь.
Что манило его сюда?
"Эта,- как писал один из знатоков Приполярья,- Северная Русь бесконечно лесная... с долгими светлыми зимами, матово-золотыми летами, дымчато вьющей осенью и синей весной", "уберегшаяся от всяких влияний соседей в силу естественных преград - лесов и тысячеверстных расстояний..."
Судакову в Сумском посаде старуха сказала: "Такого, милок, на всем божьем свете не сотворено", а лесоруб в Вирме убежденно бросил: "В разных краях я бывал, матросом в загранку плавал, но где такое раздолье встретишь!",,.
Вглядитесь в дымку волшебных восходов и закатов, так точно, так пронзительно схваченных щедрой кистью живописца. А его ночной этюд- над какой еще другой землей встает такая ослепительно-солнечная корона луны! Где так стынет оглушающая сердце тишина! Где природа в столь гармоничном совершенстве соткала из дымчатой акварели все сущее?
У Судакова эта истинно русская красота - явление высшей одухотворенности. Той самой, что светится и в темных глазах встреченной художником старой рыбачки, и в натруженных, обожженных вьюжными ветрами поморских руках. Мне близок глубинный историзм полотен Судакова. Это очень трудно - так естественно и пронзительно бросить взгляд через века даже в малом: петровский богик и сети только вчера пришедших с моря рыбаков.
Я часто встречаюсь с художниками, вернувшимися "с этюдов". У некоторых видишь экзотику не обычных мест или виртуозные решения чисто колористических задач. Судаков искал, как и всегда, не экзотику: человеческие судьбы, настроения, характеры. Дело ведь не в жанре - пейзаж не менее человеко ведение, чем психологическая драма на полотне.
Мне кажется, художник нашел то, что искал...

Картины художника