Искусство

История искусства

Уильям Тёрнер



Литографический портрет матери Тёрнера. Примечательно, что его наибольшее внимание привлекли здесь вовсе не пейзажи, а исторические и мифологические работы старых мастеров. Это было связано с серьезной ревизией собственной художественной техники. Акварели, которыми Тёрнер занимался, приносили ему неплохой доход, но ценились гораздо ниже, чем картины, написанные маслом. Экспериментировать с масляными красками Тёрнер начал еще в 1793 году, хотя до 1797 года эти опыты публике не показывал.

Портрет отца Тёрнера, ланный в 1812 году одним из учеников художника во время занятий перспективой. Эти дерзания вскоре оправдали себя. В 1799 году Тёрнера избрали кандидатом в члены, а через три года - действительным членом Королевской академии (для сравнения - его современник, Джон Констебль, взял этот рубеж лишь в сорокалетнем возрасте). Кроме того, его пригласили войти в состав выставочного комитета, отбиравшего картины для ежегодных выставок. Тогда же художник был утвержден в должности профессора. Студентам он преподавал перспективу. Впрочем, этот род деятельности оказался для Тёрнера не слишком успешным. При всей серьезности его подхода к преподаванию, он не обладал педагогическим даром. Один из студентов Тёрнера отмечал, что "его лекции трудно понять из-за крайней неразборчивости речи. Свои советы он излагает настолько туманно и загадочно, что разобраться в них совершенно невозможно".

Между тем благосостояние художника росло, что было лучшим признаком его растущей популярности. Он купил сад и пристройки, прилегающие к его дому на Харлей-стрит. В 1804 году новый хозяин превратил эти пристройки в частную галерею, где выставлял собственные работы. Помимо этого, он купил земельный участок в престижном лондонском пригороде, где построил еще один дом (по своему собственному проекту).

Финансовое благополучие позволяло Тёрнеру без труда утолять собственную страсть к "перемене мест". В 1817 году он посетил Бельгию и Рейнскую область, а спустя два года впервые отправился в Италию. Тёрнер полагал, что каждый уважающий себя художник обязан своими глазами увидеть родину античного искусства и Ренессанса. Он был очарован видами Венеции и Неаполитанского залива и сделал массу "архитектурных" зарисовок в Риме.

Дом, построенный Тёрнером по собственному проекту. Эта первая поездка в Италию существенно повлияла на манеру Тёрнера. Именно тогда он понял, что главным элементом его картин должен стать свет. В Италию он возвращался еще не раз, не забывая при этом и о других европейских странах. Стоит отметить его поездку 1833 года, когда художник посетил Дрезден, Берлин, Прагу и Вену.

По-прежнему Тёрнер много перемещался и по родной Англии. Был при этом внимателен и приметлив. Многие необычные события той поры запечатлены на его полотнах. Так, в октябре 1834 года Тёрнер оказался в Лондоне во время знаменитого пожара, охватившего здание Парламента. Услышав о пожаре, он тут же нанял лодку, выехал на ней на середину Темзы и сделал несколько набросков для своей будущей картины.

Поворотным пунктом в личной жизни Тёрнера стал 1829 год, когда в возрасте 85 лет скончался его отец, с которым он был необыкновенно близок. И без того малообщительный по натуре, художник после этого совершенно замкнулся в себе. Из-за крайней скрытности последние годы его жизни стали тайной для всех. Кое-что известно лишь о его последнем романе с некоей миссис Софией Бут. Тёрнер познакомился с ней в 1829 году. В 1833 году София овдовела, после чего вместе с Тёрнером поселилась в маленьком коттедже в Челси. Они не вступали в брак; более того, София ни разу не переступила порог городского дома Тёрнера. Любопытно, что, живя с Софией в Челси, художник всегда представлялся как "мистер Бут".

Его смерть оказалась мирной. Тёрнер тихо скончался в своем доме на руках у Софии 19 декабря 1851 года, в возрасте 76 лет. Его торжественно похоронили в крипте собора святого Павла в Лондоне.
Назад К списку картин Продолжение