Искусство

История искусства

Джованни Баттиста Тьеполо



Последний из великих мастеров фрески

На своих фресках Тьеполо создавал удивительный мир, наполненный светом и воздухом. Богатые традиции венецианской живописи в работах художника органично переплетаются с его свежей и яркой манерой. Тьеполо творил в самых разных жанрах, но наибольшую известность ему принесли фрески - как религиозного содержания, так и вполне светские. Тьеполо был, вне всякого сомнения, последним великим мастером фрески. С его смертью закончилась четырехсотлетняя история этого жанра, украшенная именами Мазаччо, Микеланджело и Рафаэля. Это не значит, конечно, что художники перестали писать фрески, но, увы, никогда больше они не достигали прежних высот.

Когда юный Тьеполо вступил на художественное поприще, венецианская школа переживала тяжелейший кризис. Смерть Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) положила конец золотому веку венецианской живописи, и на протяжении всего XVIII века она была отдана на откуп художникам, приехавшим в Венецию из других районов Италии. Они заполняли собою вакуум, который образовался после ухода из жизни последних, как казалось тогда, венецианских мастеров.

Учитель Тьеполо, Грегорио Ладзарини (1665-1730), являлся типичным представителем венецианской художественной школы. Его считали одним из ведущих местных живописцев того времени, однако сейчас его работы выглядят скучноватыми, лишенными дуновения творческой индивидуальности. Тьеполо учился у Ладзарини рисовать фигуры и правильно располагать их на холсте, но не во всем следовал рекомендациям наставника, а постоянно искал все новые и новые образцы для подражания. В начале творческого пути его привлек Джованни Баттиста Пьяццетта (1682-1754) - своим мрачным колоритом и преувеличенным драматизмом. Влияние Пьяцетты можно проследить в нескольких ранних религиозных работах Тьеполо. Это влияние Тьеполо преодолел лишь тогда, когда всерьез занялся фреской. Он обнаружил, что для настенных росписей нужна более светлая и "сочная" палитра, чем та, которую предлагал ему Пьяццетта. Овладев новым для себя колоритом, Тьеполо перенес его со стен и потолков на холст.

Следующим "учителем" Тьеполо стал Паоло Веронезе, великий художник XVI века. Недаром современники часто называли Тьеполо этого периода "возродившимся Веронезе". В Веронезе Тьеполо привлекла любовь ко всему яркому, насыщенному.

Тьеполо был непревзойденным рисовальщиком. Он мог изображать фигуры под любым углом, в любой позе. Например, во дворце вюрцбургского епископа Тьеполо создал фреску с Аполлоном, несущимся по небу в своей колеснице. Кони, запряженные в колесницу, изображены в очень сложных ракурсах. Возможно, у какого-нибудь другого художника они выглядели бы просто нелепо, но только не у Тьеполо. Фрески Вюрцбургского дворца считаются одним из лучших творений художника.

Как и многие другие мастера фрески того времени, Тьеполо всегда пользовался услугами помощника, задачей которого было изображение архитектурных элементов. В итальянской живописи термин "квадратура" относится к нарисованным на стенах или потолке архитектурным элементам, являющимся как бы естественным продолжением реально существующих архитектурных деталей помещения. Существовала и целая школа для подготовки мастеров, способных изображать несуществующие элементы архитектуры, - эти мастера назывались "квадратуристами". В основе мастерства каждого квадратуриста лежало безукоризненное владение перспективой. Тьеполо почти всегда работал вместе с Джироламо Менгоцци, по прозвищу Колонна (ок. 1688-1766), одним из лучших тогдашних квадратуристов.

Кроме того, Тьеполо обычно помогали его сыновья Доменико и Лоренцо. Словом, "команда" Тьеполо была настолько спаянной, что все фрески выглядят так, словно они написаны рукой одного человека.

Современников поражала скорость, с которой работал Тьеполо. Когда граф Карл Густав Тессин пытался уговорить Тьеполо приехать в Стокгольм, он писал своему королю: "Тьеполо пишет невероятно быстро. Он может закончить картину к тому времени, когда другой художник только закончил бы растирать свои краски".

Работать столь стремительно Тьеполо заставляла его фантазия, рождавшая все новые и новые образы, в погоню за которыми устремлялся художник. При этом, как и его великий предшественник Рубенс, Тьеполо был способен создать величественный образ, отталкиваясь от любого, даже не слишком многообещающего, сюжета. Примером тому может служить работа художника в Вюрцбурге. Источником для этих великолепных фресок послужили отнюдь не самые яркие исторические и мифологические сюжеты.

К концу жизни свободная и яркая манера художника несколько изменилась. Причиной этому стал неоклассицизм, начинавший завоевывать сердца европейцев. В неоклассицизме на смену свободной фантазии и буйству красок приходили порядок, рационализм и ясность. То, что неоклассицизм одержал полную и безоговорочную победу, окончательно выяснилось спустя несколько лет после смерти Тьеполо, когда семь его последних работ (алтарные образы в церкви Сан-Паскуаль в Аранчесе) были заменены картинами менее талантливых, но пишущих в неоклассической манере художников.

В XIX веке о Тьеполо забыли почти повсюду, если не считать его родной Венеции, а если и вспоминали о нем, то только как о второстепенном декораторе, авторе устаревших нелепых фресок. В 1866 году французский писатель Ипполит Тэн даже назвал фрески Тьеполо "чертовски дорогими оконными занавесками". Только в начале XX века имя художника было возвращено истории искусства. В наши дни Тьеполо занимает свое почетное и никем не оспариваемое место рядом с другими выдающимися представителями знаменитой на всю Европу венецианской школы.
Назад К списку картин