Искусство

История искусства

Якопо Тинторетто



Страсть и порыв

Тинторетто восхищался творчеством Тициана и Микеланджело, что не помешало ему найти свою собственную уникальную манеру, адекватную его необычному мировидению.

Если выстраивать иерархию венецианских художников, соответствующую общепринятым представлениям о ценности того или другого художественного мира, то Тинторетто прочно занимает второе место в этой плеяде живописцев XVI века, уступая пальму первенства только Тициану. Согласился бы сам Тинторетто с таким "пьедесталом почета"? Неизвестно. Во всяком случае, творчеством Тициана он не уставал восхищаться. По сообщению Карло Ридольфи, на стене мастерской Тинторетто красовался его девиз: "Рисунок Микеланджело, колорит Тициана". Точки притяжения и собственные художественные устремления, таким образом, определил сам художник, хотя, конечно же, указанная программа не вмещает в себя даже частично его творчества. Манера Тинторетто слишком оригинальна, чтобы соотносить ее со стилем любого, даже самого гениального, мастера или оправдывать какими-то несомненными авторитетами.

Более того, эта манера кардинально отличается от стилистики художников, записанных Тинторетто в свои кумиры. Рисунок Микеланджело тщательно продуман; линия же Тинторетто поражает своей свободой и стремительностью. Знаменитый цвет Тициана отличается насыщенностью и волшебным мерцанием; колорит же нашего героя (особенно в зрелых его работах) становится мрачным и "неотмирным". Летящую кисть Тинторетто можно сравнить со свободной кистью Тициана, но мазок Тинторетто более четок и быстр. Что точно роднит Тинторетто с Микеланджело, так это мощь и живость воображения, сближающие религиозные картины из Скуола ди Сан-Рокко с легендарными потолками Сикстинской капеллы.

Ранние работы Тинторетто совсем не предвещали появления именно такого художника - художника грандиозных замыслов и свершений. Они были небольшими по размеру и достаточно спокойными по содержанию. Говорят, что в юности Тинторетто сотрудничал с Андрея Скьявоне, признанным мастером-"минималистом". Эрик Ньютон в опубликованной в 1952 году книге о Тинторетто писал: "Ранние вещи художника подсказывали, что этот темпераментный молодой человек, скорее всего, найдет себя в жанре миниатюры". Несмотря на то, что Тинторетто всегда умел живо и экспрессивно написать отдельную фигуру, в целом композиция его ранних картин оставалась вполне традиционной; художник выстраивал на них фигуры по принципу фриза, делая тем самым изображение лишенным глубины и перспективы.

К тридцати годам стиль Тинторетто резко изменился. Созданные в новой стилистике произведения, в конечном счете, и обессмертили его имя. Первый по времени его шедевр, "Чудо св. Марка", буквально насыщен энергией и движением. Персонажи этой картины запечатлены в удивительно сложных ракурсах. "Чудо святого Марка" - огромное, более пяти метров в ширину, полотно; именно с этого времени фиксируется привязанность Тинторетто к созданию монументальных картин. Почти все его шедевры сопоставимы по масштабам с "Чудом св. Марка".

Тинторетто славился умением работать с невероятной скоростью - огромное его наследие говорит само за себя. Разумеется, прибегал он и к помощи своих учеников, однако большинство работ художник написал своей рукой от начала и до конца. Его удивительная продуктивность была обусловлена, во-первых, его феноменальной способностью писать быстро, а во-вторых, замечательной организацией работы в его мастерской. Для большинства картин Тинторетто характерен невероятно свободный и широкий мазок, но там, где это необходимо, кисть художника демонстрирует потрясающую остроту и точность. В зависимости от особенностей заказа (иногда тут роль играл даже материал) Тинторетто виртуозно варьировал набор технических приемов. Вообще, в технике, при всех своих очевидных предпочтениях, он выступал универсалом, то есть, в сущности, мог все.

Когда художник писал для богатых заказчиков, он использовал более яркие и дорогие краски, тщательнейшим образом выписывал детали и покрывал полотно лаком. Работая в стесненных обстоятельствах (например, для Скуола ди Сан-Рокко), он, напротив, выбирал более дешевые краски, а его живопись становилась менее "подробной". Кое-какие технические секреты мастера открывает нам его биография, написанная К. Ридольфи. Так, биограф сообщает, что у Тинторетто были "маленькие фигурки, слепленные из воска и глины", которые он помещал "внутри игрушечных домиков". По всей видимости, художник предварительно выстраивал свои композиции на устроенной для этого миниатюрной сцене - точно так же, как это делал впоследствии Никола Пуссен. Расставив фигуры, Тинторетто пробовал по-разному освещать сцену, а иногда даже подвешивал модели на нитках. Принимая во внимание тот факт, что до нас дошло очень мало сделанных мастером предварительных этюдов, можно предположить, что композицию своих картин художник искал в основном именно таким, "театральным", способом.

Профессиональную "скорострельность" Тинторетто оценивали по-разному. Одни видели в ней следствие его мастерства и трудолюбия, другие же обвиняли живописца в небрежности. Об этом писал Джордже Вазари в своих "Жизнеописаниях знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих": "Среди всех удивительных художников, отличавшихся необузданностью, странностями, сумасбродством и фантастическими новшествами, Тинторетто с его импульсивностью и смелостью можно признать самым необычным... Его картины кажутся написанными под влиянием порыва страсти, безо всякого предварительного обдумывания и разметки".

О творчестве Тинторетто продолжали спорить и после его смерти. Вплоть до XVII века он считался одним из виднейших представителей венецианской школы живописи, но потом о художнике стали забывать. В XVIII веке, с его рационализмом и преклонением перед рассудком, к Тинторетто относились пренебрежительно, упрекая в интеллектуальной "недостаточности". Романтизм, чье время пришло в начале XIX века, вернул Тинторетто все награды, которых тот было лишился. Ключевую роль в возвращении имени Тинторетто из небытия сыграл выдающийся искусствовед Джон Рескин. Особенно своевременным выглядит его замечательное исследование, посвященное работам Тинторетто из Скуола ди Сан-Рокко.

Провидец

Творчество Тинторетто стало грандиозным финальным аккордом искусства Позднего Возрождения. После него Ренессанс как таковой кончился. Начались брожения, сомнения, разочарования, знаками которых явились новые художественные течения. Маньеризм, например. Или барокко. Предчувствия этого переворота есть в работах Тинторетто. В них уже звучит личное, в них можно уловить ощущения одиночества, потерянности человека в безграничном мире, его ничтожности перед лицом природы. Отсюда же и явные эмоциональные "перехлесты" - о них у же сказано не раз. Отсюда - и его стилистические "новости", так поражавшие современников, привыкших мыслить традиционно. Тинторетто восстает против ренессансных установлений, на глазах превратившихся в сковывающую догму, - он разрушает симметрию, раздвигает пространство, вносит в произведения какой-то нервный динамизм, дает "зеленый свет" проявлению человеческих чувств. Он - провидец грядущих катастроф. Впрочем, таким и должен быть великий художник.
Назад К списку картин