Тропинин



Тропинин. Автопортрет с кистями на фоне Московского Кремля


Автопортрет с кистями на фоне Московского Кремля (1844), Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва



Из всех тропининских автопортретов "Автопортрет с кистями" наиболее известен. Ничего удивительного в этом нет. Другие автопортреты сохраняют лишь "вид" живописца в разные моменты его жизни и, в общем-то, вполне отвечают той скромной задаче, которую он ставил перед собой, приступая всякий раз к работе, - сохранить образ человека для памяти близких ему людей. Эта картина более сложна. Ее можно назвать "концептуальной", ибо она не только "фотографирует" автора, но и обозначает его важнейшие "мировоззренческие" установки. Первая - искусство как доминанта жизни. Это именно автопортрет "с кистями" - главным инструментом, определяющим стилистику художнического существования. Вторая - свобода творчества как доминанта жизни. И отсюда - еще одна подсказка в названии автопортрета: "на фоне Московского Кремля". Когда Тропинина в начале 1820-х годов уговаривали остаться Петербурге, суля завидную карьеру, он отказался со словами: "Все-то я был под началом, да опять придется подчиняться... Нет, в Москву". Москва всегда противопоставлялась затянутому в мундир Петербургу как место, где с тем или иным успехом можно было жить по своей воле. И уезжая в нее, художник совершал сознательный идеологический выбор.

Назад К списку картин Биография Продолжение