Виктор Васнецов



Васнецов. Богатыри


Богатыри (1881-98), Государственная Третьяковская галерея, Москва



    Эта картина Васнецова - по-настоящему народный шедевр. В ходе недавно проведенного в России статистического исследования на вопрос: "Какую картину вы назвали бы символом отечественного искусства?" - более трети опрошенных (37%) ответили: "Богатырей" Васнецова.
    "Богатыри" занимают особое место в творчестве художника, это своеобразная константа его жизни. Он работал над полотном почти тридцать лет - первый набросок датируется 1871 годом; знаменитый парижский эскиз, в котором уже найдено основное композиционное решение, - 1876 годом (его художник набросал в парижской мастерской Поленова); закончена картина была весной 1898 года. Уже в апреле 1898 года ее купил П. Третьяков, "Богатыри" стали одним из последних его приобретений. Картина оказалась смысловым "ядром" первой персональной выставки Васнецова, устроенной в том же году. Художник признавался: ""Богатыри" были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом..."

    В центр композиции этого шедевра помещен Илья Муромец, любимейший герой русских былин. Сказания об Илье Муромце - о его сидении на печи, чудесном исцелении, многочисленных подвигах - сопровождают каждого русского человека с детства. Менее известно то, что Илья Муромец - вполне реальный персонаж отечественной истории, что подтверждают письменные источники. Закончив свои ратные труды по охране родины, он "роздал нажитые богатства на украшение храмов", постригся в монахи в Киево-Печерском монастыре, прославился уже молитвенными подвигами и до сих пор пребывает нетленным. Русская православная церковь причислила его к лику святых в середине XVII века.
    Васнецов эти факты, несомненно, знал и учитывал, создавая величественный образ знаменитого русского богатыря. При этом он старался по возможности точно воспроизвести реалии исторического времени - военная амуниция, упряжь коней, одежда не являются плодом художественной фантазии; все это Васнецов видел в музеях, встречал (описания и изображения) в исторической литературе.
    Продумано до мелочей и колористическое решение картины - цвета русских полей, на защиту которых выехали богатыри, сложным образом перекликаются с цветами их одежды и вооружения.
    Как это "сделано", наш художник решил показать на примере центральной фигуры этого полотна - фигуры Ильи Муромца.

Фольклорное эхо
    Во второй половине XIX века в русской живописи, наряду со стремлением к жесткому реалистическому отображению жизни, обнаружился интерес к истокам народной культуры, к фольклору.
    Преклонение перед народом, культивируемое в русской культуре XIX века, диктовало и выбор тем для изобразительного искусства. Поиск шел по двум направлениям - с одной стороны, популярным становилось критическое искусство, "бичевавшее" тех, кто повинен в угнетении народа. На этом поприще прославились передвижники. С другой стороны, художники увлеклись истоками народной культуры, фольклором, перенося фольклорные сюжеты в современную живопись. И в этом тоже первыми были передвижники: назовем хотя бы И. Репина, В. Максимова, В. Перова. Для одних это увлечение оказалось кратковременным, у других (и тут самым последовательным и глубоким стал Васнецов) - легло в основу всего творчества. Позднее, на рубеже веков, фольклорное эхо зазвучало иной музыкой - сюжеты былин и народных преданий, в соответствии с требованиями эпохи, получили символистское истолкование (как это случилось в живописи М. Врубеля).

К списку картин Биография Продолжение