Виктор Васнецов
Богатыри (1881-98), Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта картина Васнецова - по-настоящему народный шедевр. В ходе недавно проведенного в России статистического исследования
на вопрос: "Какую картину вы назвали бы символом отечественного искусства?" - более трети опрошенных (37%) ответили: "Богатырей"
Васнецова.
"Богатыри" занимают особое место в творчестве художника, это своеобразная константа его жизни. Он работал над
полотном почти тридцать лет - первый набросок датируется 1871 годом; знаменитый парижский эскиз, в котором уже найдено основное
композиционное решение, - 1876 годом (его художник набросал в парижской мастерской Поленова); закончена картина была весной 1898
года. Уже в апреле 1898 года ее купил П. Третьяков, "Богатыри" стали одним из последних его приобретений. Картина оказалась
смысловым "ядром" первой персональной выставки Васнецова, устроенной в том же году. Художник признавался: ""Богатыри" были моим
творческим долгом, обязательством перед родным народом..."
В центр композиции этого шедевра помещен Илья Муромец, любимейший герой русских былин. Сказания об Илье
Муромце - о его сидении на печи, чудесном исцелении, многочисленных подвигах - сопровождают каждого русского человека с детства.
Менее известно то, что Илья Муромец - вполне реальный персонаж отечественной истории, что подтверждают письменные источники.
Закончив свои ратные труды по охране родины, он "роздал нажитые богатства на украшение храмов", постригся в монахи в
Киево-Печерском монастыре, прославился уже молитвенными подвигами и до сих пор пребывает нетленным. Русская православная церковь
причислила его к лику святых в середине XVII века.
Васнецов эти факты, несомненно, знал и учитывал, создавая величественный образ знаменитого русского богатыря.
При этом он старался по возможности точно воспроизвести реалии исторического времени - военная амуниция, упряжь коней, одежда не
являются плодом художественной фантазии; все это Васнецов видел в музеях, встречал (описания и изображения) в исторической
литературе.
Продумано до мелочей и колористическое решение картины - цвета русских полей, на защиту которых выехали
богатыри, сложным образом перекликаются с цветами их одежды и вооружения.
Как это "сделано", наш художник решил показать на примере центральной фигуры этого полотна - фигуры Ильи
Муромца.
Фольклорное эхо
Во второй половине XIX века в русской живописи, наряду со стремлением к жесткому реалистическому отображению
жизни, обнаружился интерес к истокам народной культуры, к фольклору.
Преклонение перед народом, культивируемое в русской культуре XIX века, диктовало и выбор тем для
изобразительного искусства. Поиск шел по двум направлениям - с одной стороны, популярным становилось критическое искусство,
"бичевавшее" тех, кто повинен в угнетении народа. На этом поприще прославились передвижники. С другой стороны, художники увлеклись
истоками народной культуры, фольклором, перенося фольклорные сюжеты в современную живопись. И в этом тоже первыми были
передвижники: назовем хотя бы И. Репина, В. Максимова, В. Перова. Для одних это увлечение оказалось кратковременным, у других
(и тут самым последовательным и глубоким стал Васнецов) - легло в основу всего творчества. Позднее, на рубеже веков, фольклорное
эхо зазвучало иной музыкой - сюжеты былин и народных преданий, в соответствии с требованиями эпохи, получили символистское
истолкование (как это случилось в живописи М. Врубеля).
К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер