Искусство

История искусства

Виктор Васнецов



Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами


После побоища Игоря Святославича с половцами (1880), Государственная Третьяковская галерея, Москва



Картина Васнецова создана "по мотивам" "Слова о полку Игореве", но это меньше всего живописный "комментарий". Вспомним время, когда она была написана, и тогда ее обратная направленность (из прошлого в настоящее, а не наоборот) станет совершенно ясной. Чуткие зрители это почувствовали сразу - на той же VIII передвижной выставке 1880 года, где работа была представлена, вызвав громкие споры и впервые обозначив расхождения в среде передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства. Цитируем. И. Крамской: "Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему". П. Чистяков: "Русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил!" И. Репин: "Это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких еще не бывало в русской школе". Поклонников прямолинейных ходов в живописи (и Стасова в том числе) удивило то, что Васнецов изобразил не саму битву, которую описывает "Слово", а ее завершение ("Художественная правда для Стасова, -ответил художник, - непременно однобока и, извините, без штанов"), но это было вполне обдуманное решение Васнецова, которого больше интересует "будущее", нежели "прошлое"; "осмысление", а не "комментарий". В первых эскизах как раз бушевала ярость битвы, но художник, в конце концов, отказался от столь "лобового" решения. Эта картина ознаменовала его резкий поворот от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.

Назад К списку картин Биография Продолжение