Виктор Васнецов
Сирии и Алконост. Песнь радости и печали (1896)
Сделав героями этого полотна райских птиц-дев, известных по русским и византийским средневековым легендам, Васнецов одновременно
"потрафил" и любителям отечественного фольклора, и поклонникам мистики, только-только входящей в моду. Известно датированное 1899
годом стихотворение-ответ на эту картину молодого Блока. Между тем васнецовская версия не находит себе подтверждений в
средневековых преданиях и русском лубке, где обе птицы изображались жизнерадостными. Дуализм веселья и печали, легший в основу
этой работы, - в данном случае дань эпохе перелома веков.
Историк-поэт
Васнецов синтетичен. Сам он не признавал никаких кардинальных переломов в своем творчестве (о которых много говорила критика),
считая его вполне органическим. "Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), - объяснял он В. Стасову, -
ответить не сумею. Во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные
исторические и сказочные грезы. Противоположения жанра и истории в душе моей не было, а стало быть, и перелома или какой-нибудь
переходной борьбы во мне не происходило..." Эта фраза комментирует начало васнецовского пути. Зрелость и расцвет его творчества,
дабы не впасть в интерпретаторство, охарактеризуем тоже "авторскими" словами, вот они: "Главный тезис моей веры таков: мы тогда
только внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и
выразим красоту и смысл наших родных образов".
Назад | К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер