Жан Антуан Ватто
Жиль (ок. 1720), Лувр, Париж
В "Жиле", одной из последних своих картин, Ватто вновь обращается к персонажам комедии дель арте (то есть к тому, с чего когда-то и начинал). Но образ Пьеро (которого во Франции обыкновенно называли Жилем) - здесь отнюдь не комедийный образ. В нем есть явственный призвук трагизма. Не будем утверждать, что Ватто когда-нибудь был художником одного плана - нет, в его работах всегда чувствовался подтекст. И все же, если в ранних картинах Пьеро вполне вписывается в традиционную "галерею" масочных персонажей (где за маской "как бы" ничего и нет), то в "Жиле" Ватто именно хочет уязвить зрителя несовпадением - трагическим - маски и души. Несчастный, неуклюжий человек в белом атласном балахоне стоит, безвольно опустив руки. Но смотрит он на зрителя почти с вызовом, с какой-то гордой готовностью принять все пинки и заушения, которыми наградят его Арлекины, Коломбины, а, быть может, и те, кто пришел посмотреть забавное представление. Прочим актерам труппы нет до страданий Жиля никакого дела, и из всей группы на заднем плане только ослик - бессловесное животное - наделен сочувственным, "человечьим" взглядом.
Назад | К списку работ | Биография | Продолжение |