Ян Вермер



Ян Вермер: Искусство живописи


Искусство живописи (ок. 1665). Художественно-исторический музей, Вена


    В доме Вермера не было его картин. Все свои работы мастер старался немедленно продать. Исключение составляет лишь "Искусство живописи". С этим полотном Вермер не расставался до самой своей смерти.
    Композиция картины построена таким образом, будто зритель только что отдернул занавес и увидел сидящего за мольбертом художника и модель, позирующую ему в костюме музы истории Клио. Труба в руках женщины и лавровый венок на ее голове ранее объяснялись как символы славы, ожидающей живописца, который работает в историческом жанре. Сейчас присутствие Клио принято интерпретировать таким образом: Вермер говорит зрителю, что творения настоящего мастера не могут кануть в Лету, что имя его всегда остается в веках. Художник в "Искусстве живописи" (полагают, что это сам автор) одет в костюм XV века, что отсылает нас к эпохе Возрождения. Но на стене висит карта XVII столетия. Католическая Фландрия отделена на ней от протестантской Голландии глубокой складкой. Эта складка говорит о том, что Вермер болезненно воспринимал разделение родной страны.

    Как и многие современные ему художники, Ян Вермер пользовался камерой-обскурой. В те времена это приспособление было очень популярно среди живописцев, поскольку позволяло быстро и точно перевести изображение на холст. Но - что удивительно - Вермер использовал камеру-обскуру вовсе не для этого.
    Говоря по совести, историки искусства не слишком хорошо представляют, для чего именно нужна была Вермеру камера-обскура, хотя и не сомневаются в том, что он активно работал с нею. Предполагается, что она помогала художнику выстраивать композицию картины. Или же - что еще более вероятно, учитывая неизбывный интерес художника к игре света, - "участвовала" в создании оптических эффектов, которых много в картинах Вермера.
    Среди эффектов, создаваемых камерой-обскурой, можно назвать некоторое "замутнение" очертаний предметов, находящихся на переднем плане, а также возникновение своеобразных световых ореолов вокруг блестящих предметов (предметы начинают как бы слегка двоиться). Подобный эффект мы можем наблюдать и в "Искусстве живописи" (в данном случае "двоится" потолочный канделябр).
К списку работ Биография Продолжение