Веронезе (Паоло Кальяри)



Художник - монументалист

Веронезе - один из виднейших венецианских живописцев XVI века. Он прославился своими грандиозными полотнами и великолепными фресками.

Паоло Кальяри появился на свет в декабре 1528 года в Вероне, которая и дала ему всемирно известное ныне имя - Веронезе. В 1541 году будущий художник поступил в ученики к известному в то время мастеру Антонио Бадиле. Последний работал в традиционной манере, во многом подражая Андреа Мантенье (1431-1506), Джованни Беллини (1432-1516) и Джорджоне (ок. 1477- 1510). Но не только Бадиле оказал влияние на становление стиля своего ученика. Верона жила во времена юности Паоло Веронезе весьма насыщенной культурной жизнью, самые разные художественные течения питали ее. В большой чести здесь был маньеризм, поэтому отнюдь не вызывает удивления то, что ранние работы Веронезе несут на себе следы увлечения этим стилем.

Возможно, Веронезе полагал, что уже нашел свой путь, и собирался следовать далее по стопам маньеристов, но в 1551 году в его жизни произошел переворот. Молодого живописца пригласили работать в Венецию. И первое произведение, которое он создал здесь, - "Святое семейство со святыми" для капеллы семьи Джустиниани в церкви Франческо делла Винья - уже говорит о совершенно других увлечениях. Путеводной звездой для Веронезе стали работы Тициана.

В этом же году он получил еще один важный заказ - на украшение виллы Соранцо в Тревилле, в окрестностях Кастельфранко Венето. Здание было построено веронским архитектором Микеле Санмикели, который и пригласил Веронезе для работы над интерьерами. Бок о бок с нашим героем над росписями трудились молодые живописцы Канера и Дзелотти. В 1816-17 гг. владелец виллы сбил и распродал эти фрески, и сегодня мы знаем о судьбе лишь пятнадцати из них.

Около 1551 г. Веронезе познакомился с графом да Порто. Для него художник написал два портрета. На одном из них он изобразил "мужскую половину" семейства (самого графа да Порто с сыном Адриано), на другом - "женскую" (супругу графа Ливию да Порто с дочерью Порцией).

В период между 1552 и 1553 гг. художник находился в Мантуе. Кардинал Эрколе Гонзага пригласил его написать для одного из боковых алтарей местной церкви образ "Искушение святого Антония". Одним словом, сидеть без дела Веронезе не приходилось.

Настоящая известность пришла к нему в 1553 г., когда Веронезе принял участие в оформлении трех залов Совета Десяти во Дворце дожей в Венеции. Это был действительно почетный заказ. Он во многом определил дальнейшую судьбу художника.

В 1555 г. к Веронезе обратился настоятель венецианского монастыря ордена св. Иеронима Бенедетто Торлиони - с просьбой выполнить настенные росписи в новой церкви Сан-Себастьяно. Не успев завершить эту работу, Веронезе получил другое предложение - участвовать в оформлении свода Золотого зала в Библиотеке св. Марка. Вместе с ним были приглашены еще шесть живописцев. Но работы Веронезе для этого зала признали лучшими. Как свидетельствует Вазари, награду (золотую цепь) вручал художнику сам Тициан. Великий мастер обнял Вазари, тем самым символически передав ему из своих стареющих рук (Тициану было уже за шестьдесят) полномочия официального художника Венецианской республики.

Но Веронезе вовсе не собирался почивать на лаврах. Он создает фрески для палаццо Тревизан в Мурано, продолжает работать над росписью главного нефа в церкви Сан-Себастьяно, постоянно получает частные заказы.

Почти весь 1560 год мастер проводит в окрестностях Азоло - он трудится над настенными росписями на вилле братьев Барбаро, построенной по проекту Андреа Палладио. Этот заказ, да простят читатели неказистый каламбур, замечателен своими заказчиками. Братья Барбаро являлись культурнейшими людьми своего времени. Достаточно сказать лишь то, что один из братьев, Даниеле Барбаро, стал первым издателем трудов Витрувия по архитектуре. Учитывая все это, надо полагать, что Веронезе на вилле были предоставлены самые благоприятные условия для работы. Во всяком случае, цикл фресок, созданный им здесь, - значительнейшее его произведение.

Завершив эту работу в 1561 году, художник приступил к большим холстам "Брак в Кане" и "Семейство Дария перед Александром". В этих полотнах не стоит искать "глубин". Сила их - в блистательном колорите и виртуозной технике.

17 апреля 1566 г. художник женился на Элене Бадиле, дочери своего учителя, которой в то время было 24 года. В этом браке родилось четверо детей.

В 1572 г. Веронезе написал "Тайную вечерю" для трапезной монастыря святых Иоанна и Павла в Венеции. Закончив полотно, он представил его монахам. Того, что случилось дальше, художник, по всей вероятности, никак не ожидал. Через несколько месяцев он был вызван на допрос в трибунал Святой Инквизиции. Мастеру предъявили обвинение в недостаточном уважении к тексту Евангелия. Инквизиция, ставшая в XVI веке основным орудием борьбы со стремительно распространявшимся лютеранством, усмотрела в "Тайной вечере" Веронезе "слишком протестантские" черты. Оправданий подсудимого трибунал слушать не пожелал и постановил, что живописец должен в течение трех месяцев переделать картину так, чтобы она полностью соответствовала Писанию. Веронезе вышел из затруднительного положения довольно лихо - он поместил на полотне надпись из Евангелия от Луки: "И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение". Так "Тайная вечеря" превратилась в "Пир в доме Левия".

В 1575 г. правительство Венецианской республики поручило Веронезе украсить плафон Зала Коллегии Дворца дожей, восстановленного после пожара 1574 г. В этом зале проходили все важнейшие официальные церемонии республики. Цикл работ, созданных Веронезе по "государственному заказу", прославлял (в аллегорической форме) могущество Венеции.

В 1577 году во Дворце дожей вновь вспыхнул пожар. На этот раз огонь уничтожил Зал Большого Совета и Зал Голосования. И вновь к восстановлению залов республика привлекла Веронезе. Полотна, созданные им для этих залов, стали его последними "счастливыми" светскими полотнами.

С этого момента Веронезе больше не пишет радостных аллегорий, повествующих о процветающей республике. Для Венеции наступили тяжелые времена. Внезапно вспыхнувшая чума опустошила город. С моря постоянно грозили нападением турки. Все более ожесточенно проводились в жизнь постановления Тридентского собора, свирепствовала церковная цензура, гонения на еретиков принимали невиданный размах. Перечисленные обстоятельства (в особенности последнее из них) не могли не отразиться на творчестве Веронезе.

В 1580-е годы он создал много произведений на сюжеты из жизни Девы Марии, Иисуса и святых. В "Вознесении Девы Марии" (ок. 1586), выполненном для главного алтаря церкви Санта-Мария Маджоре, триумф Девы Марии подчеркивается присутствием апостолов. Свидетели чуда, они застыли в изумлении и благоговении. Это полотно написано вполне в русле грозных постановлений Тридентского собора, предписывающих сугубое утверждение культа Богоматери и святых в противовес идеям протестантизма.

Последним произведением Веронезе стала картина "Святой Пантелеймон, исцеляющий мальчика", где святой изображен в момент обращения к Богу. Не в силах смотреть на мучения мальчика, агонизирующего после укуса ядовитой змеи, он взывает к Богу, моля Его спасти ребенка. Бог услышал мольбы Пантелеймона и исцелил страдальца. Пантелеймон принял крещение одновременно со спасенным его молитвой мальчиком, посвятил свою жизнь служению Господу и принял впоследствии мученическую смерть.

20 апреля 1588 года Веронезе скончался - предположительно, от воспаления легких.
К списку картин Продолжение