Искусство

История искусства

Михаил Александрович Врубель



Врубель. Пан


Пан (1899), Государственная Третьяковская галерея, Москва



Эта картина открывает серию "ноктюрнов" Врубеля (в же войти также "Царевна-Лебедь", "Сирень", "К ночи"). Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произошло не без влияния живописи Н. Ге (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. Сама Н. Завела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н.Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской - видимо, это географическое и "родственное" сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. Пан - персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно "обрусел", и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично "символистской" и является в этом смысле "окном" в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на него рассказом А. Франса "Святой сатир".

Назад К списку картин Биография Продолжение