Искусство

История искусства

Рогир ван дер Вейден



Портрет канцлера Ролена и его жены


Портрет канцлера Ролена и его жены (1445-50)


Портреты

Рогир ван дер Вейден - один из лучших портретистов своего времени. До нас, к сожалению, дошло лишь пять портретов, с большей или меньшей степенью вероятности приписываемых мастеру. Работая над портретами, Рогир использовал приемы, открытые ван Этом, который первым начал выстраивать простые, геометрически четкие композиции и предпочитал изображать клиентов на ровном темном фоне. Эти приемы Рогир развил и придал портрету интимное звучание, стремясь как можно глубже раскрыть внутренний мир позирующего ему человека. На следующей странице вы можете видеть удивительный "Портрет молодой женщины" (ок. 1460), принадлежащий кисти Рогира. Кажется, что перед нами - типичная горожанка XV столетия. Опущенные глаза, смиренно сложенные руки. Но за этой "дежурной" позой - глубина и тайна. С еще большей интимностью и теплотой написан женский портрет, "Портрет молодой женщины" (ок. 1445), (это, как полагают многие историки искусства, портрет жены Рогира ван дер Вейдена). Изображенная на этом портрете женщина смотрит на художника прямым и открытым взглядом, что говорит о несомненной духовной близости между ними. С не меньшим вниманием подходил мастер и к мужским портретам. Примером, тому может служить "Портрет Антония Бургундского" (ок. 1460). Немало портретов мы можем найти и в запрестольных образах, принадлежащих кисти Рогира ван дер Вейдена. Следуя существовавшей в то время традиции, Рогир включал в композицию запрестольного образа портреты благотворителей, оплачивавших создание картины. Так, на обратной стороне полиптиха "Страшный суд", 1445-50 Рогир написал канцлера Ролена и его жену (вверху). Они изображены коленопреклоненными перед святым Себастьяном и святым Антонием.

Назад К списку работ Биография Продолжение