Рогир ван дер Вейден



Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми


Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми


Итальянские влияния

Еще при жизни Рогира ван дер Вейдена его работы стали широко известны в Италии. Среди заказчиков его было много знатных и богатых итальянцев. По некоторым (вполне достоверным) сведениям, сам мастер тоже посетил Италию в 1450 году. Итальянское влияние чувствуется, по крайней мере, в двух картинах, написанных либо самим Рогиром, либо вышедших из его мастерской. Это "Оплакивание Христа" ("Пьета") (на след. стр.) и "Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми" (вверху). Обе картины созданы, по-видимому, вскоре после поездки Рогира в Италию. В "Пьете" "итальянский след" виден, прежде всего, в позе мертвого Спасителя. Да и вся композиция картины слишком явно перекликается с "Положением во гроб" Фра Анджелико, чтобы счесть эту перекличку случайной. В частности, гробница Христа изображена в виде пещеры - то есть именно так, как ее изображали итальянские художники (нидерландские живописцы предпочитали писать гроб Господень в виде наземного сооружения, своею формой напоминающего часовню). Что касается "Мадонны с младенцем и четырьмя святыми", то здесь необходимо отметить симметричность композиции, тоже более характерную для итальянской живописи, чем для изобразительного искусства северной Европы. Кроме того, на щите, помещенном в нижней части картины, зритель может заметить лилию -геральдический символ Флоренции. Впоследствии обе картины приобрело семейство Медичи, и это позволяет предполагать, что когда-то они были заказаны кем-то из членов этой фамилии. Еще одна знатная итальянская семья, с которой был связан Рогир, - Эсте. Известно, что он написал портрет Франческа д'Эсте, незаконнорожденного сына Леонелло д'Эсте.

Назад К списку работ Биография Продолжение