Искусство

История искусства

Рационалистское течение

Ф. Леже. Передача энергии. Панно для Всемирной выставки в Париже. 1937    Международное движение образовало и рационалистское течение. Зародившись в конструктивистских веяниях предвоенного времени, оно быстро достигло подъема на рубеже 1910-1920-х годов благодаря группе "Де Стейл" (основана в 1917 г.) в Голландии, объединению "Баухауз" (основано в 1919 г.) в Германии, журналу "Эспри нуво" (с 1920 года издавали во Франции А. Озанфан и Ле Корбюзье) распространилось в Югославии (загребс-кая группа "Зенит", возникла в 1921 г.), Польше (группы "Блок", основана в 1923 г.; "Презенс", основана в 1926 г.). В нем активно участвовали выходцы из России и Венгрии. Оно испытало сильное влияние советских конструктивистов, особенно ярко выступивших в 1925 году на Международной выставке декоративного искусства в Париже.

   Решительным образом неудовлетворенное стихийной, хаотичной предметно-чувственной средой человеческого бытия (эта позиция привлекла к себе ряд радикально, революционно настроенных художников), это движение вдохновлялось идеей преобразования ее в духе рационалистско-утилитарной эстетики, согласно логически-четким нормам чертежно-геометричной правильности, отвечающей индустриальному прогрессу и динамичной урбанизо-ванной современности. Очевидно, что наиболее целесообразное и продуктивное применение такая программа получила в архитектуре и в дизайне, способных на деле перестраивать реальную среду в строго организованное пространство, рассеченное жесткими углами и плоскостями, оснащенное предметами, выполненными в соответствии с той же эстетикой. Как об этом шла речь выше, в связи с зодчеством межвоенных десятилетий архитекторы выступают с универсальными проектами новой среды человеческого существования. Этим занимаются члены "Баухауза", Ш.-Э. Ле Корбюзье создает целые интерьеры, мебель из металлических трубок, исполняет картины и шпалеры, А. Аалто проектирует экономичную мебель из плотной фанеры и т.д. П. Мондриан. Композиция

   В эту же сторону устремляются и помыслы художников, ищущих практического приложения своих композиционных, конструктивных и формотворческих идей. В Германии архитектурные и полиграфические идеи разрабатывают Г. Байер, В. Дексель, живший ряд лет в Берлине советский художник Л.М. Лисицкий (в частности, в журнале "Вещь", 1922), во Франции проекты мебели исполняет О. Эрбен, проектами одежды и раскраски автомобилей занимается С. Делоне, прикладной графикой - венгр Ш. Бортник, поляк М. Щука. За этими пределами, в разряде изобразительного искусства, остается немногое. Главным образом объемно-пространственные полумакеты, полускульптуры, представляющие собой композиционные или декоративные опыты формотворчества, сближающего логику с иррациональностью. Такие произведения выполняют венгры Л. Мохой-Надь и Л. Пери, бельгиец В. Сер-вранкс, уроженцы России Н.А.Габо и Н.А. Певзнер, к ним обращаются К. Брынкуши и другие художники, увлекаясь эффектами сочетания материалов - металла, стекла и т.п., - динамических ритмов, а также превращая скульптуру в движущуюся модель ("мобили", которые с 30-х годов начал делать американец А. Колдер). В живописи все это дает не что иное, как абстракционизм француза Р. Делоне, голландцев Т. Ван Дусбюрга, Б. ван дер Лека, П. Мондриана, чеха Ф. Купки, поляка X. Стажев-ского, принесшего идеи конструктивизма в живопись Латинской Америки X. Торреса Гарсиа. В 30-е годы явно угасает деятельный, преобразовательный пафос рационализма, а абстрактивизм, поддержанный группами "Круг и квадрат" (Париж, с 1930 г.) и другими, склоняется также к эмоционально-экспрессивным настроениям. Произведения, наделенные отвлеченно-геометричной формой, легко включаются в геометричную же архитектурную среду на правах ее хорошо обработанных и добротно покрашенных элементов. Растворяются в ней за счет отказа от содержательных возможностей и целей изобразительного искусства. Такой среде вполне созвучны натюрморты француза А. Озанфана и Ш. Э. Ле Корбюзье, основавших в 1910-1920-х годах представленное ими же течение "пуризма". В их картинах воспроизводятся изящно-отточенные контуры или стерильно-обобщенные объемы предметов. К своего рода знакам геометрического строения форм и их динамического движения приводятся в 20-х - начале 30-х годов урбанистические архитектурные, бытовые, спортивные изобразительные мотивы в живописи немецких художников В. Баумайстера и О. Шлеммера, в работах покинувших Германию в 30-х годах живописца Л. Фейнингера и скульптора Р. Беллинга. В их искусстве, содержащем опыт изобразительного образного познания человека и машинной, урбанистической среды, соотношение этих двух начал в конечном счете решается не в пользу человека. Среда в значительной степени поглощает его, подчиняя своим формам и ритмам изобразительный язык живописи, скульптуры и графики. А. Озанфан. Графика на черном фоне. 1928. Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

   Этого конфликта не избежали во Франции А. Лот в своих городских и спортивных сценах и Ф. Леже - крупнейший художник, причастный к рационалистскому, конструктивистскому движению. В его обстоятельно неторопливой живописи, оперирующей весомыми обобщенно геометричными формами и ясными сочетаниями крупных пятен цвета, проявилась тяга к уравновешенной гармонии человека и современного мира. В изображениях человека в течение 20-30-х годов у Леже нарастает лирическая тема, а в машинную среду ("Механические элементы", 1918-1923, Базель, Художественный музей) проникают мотивы живой природы (цикл "Четыре времени года", 1923, Базель, Художественный музей). Особенно показательно стремление Леже перейти от изображения среды к практическому созданию ее средствами монументально-декоративного искусства, радующего глаз своей пластикой и красочностью. В этом духе он исполняет панно "Передача энергии" для Всемирной выставки в Париже 1937 года, содержащее внушительную эмоциональную выразительность условно трактованных индустриальных мотивов. Очерченные выше международные художественные движения 20-х и 30-х годов отнюдь не обязательным порядком распространяются повсюду в равной степени. Скорее, напротив - их приятие или неприятие, состав и мера развития таких движений, характер их интерпретации обусловливаются социально-исторической типологией и национальным складом той или иной культуры, страны или же региона. Эти культуры в свою очередь выдвигают свои доминантные тенденции, которые определяют позиции, занимаемые разными национальными художественными школами в жизни мирового искусства.