ИСКУССТВО Конца ХХ века

ИСКУССТВО Конца ХХ века
КЕЙТ ХАРИНГ. Без названия, фрагмент, 1986г., холст, акриловые краски, масло, частная коллекция

ИСКУССТВО Конца ХХ века

АНСЕЛЬ'М КИФЕР Икарус, пески Брандебурга
1981 г., холст, масло, песок, фотоколлаж,
290 х 360 см.
Коллекция Саатчи, Лондон,

Возвращение живописи

Начиная с 1980-х гг. многие художники вновь заинтересовались живописью, а Европа пережила возрождение интереса к зрелищной культуре. В Германии, культурная жизнь которой после военного поражения замерла, теперь вновь появились крупные творцы, которые обращались к теме недавней истории, часто через произведения, написанные в жанре пейзажа. Среди них можно назвать, например, Герхарда Рихтера (родился в Дрездене в 1932 г.), который изобразил на картине "Шенон" те места во Франции, где прошли смертельные бои XX века. Живописец, вдохновившийся всеми основными современными художественными направлениями, создавал также абстрактные картины, жанровые сцены, портреты и натюрморты. Немецкий художник Ансельм Кифер (р. в 1945 г.) воскрешает в памяти разрушения последней войны в мощных живописных произведениях, где смешивает краски с песком и свинцом. Интерпретировать эти произведения трудно: среди руин, в атмосфере катастрофы, Кифер часто располагает символ искусства и гения, например нарисованное или изваянное крыло.

"Постмодернизм", архитектурная революция

В гораздо большей степени, чем живопись, эволюционировала современная архитектура, вернувшись к традиционным формам и техникам. Сейчас вновь появились элементы, еще недавно отвергавшиеся, например колонны и башни, а старые строительные материалы, такие, как тесаный камень или керамическая плитка, потеснили цемент и стальную арматуру. Новый театр Карло Феличе в Генуе (Италия), созданный по проекту архитектора Альдо Росси (1931-1997), хорошо иллюстрирует эту тенденцию: благодаря центральному кубу, стоящему на вкопанном бордюре, здание больше похоже на дворец эпохи Возрождения, чем на современное сооружение. Возвращение к традиции является выражением сегодняшнего глубокого кризиса современной культуры, потери ею веры в прогресс. Научные открытия двух последних столетий не принесли человечеству ожидаемого нового равновесия. Надежды на то, что будущее - за модернизмом, также не оправдали себя. Возвращение к прошлому получило название "постмодернизм".

Рояль Иозефа Бойса

Йозеф Бойс (1921-1986) -один из наиболее влиятельных и в то же время спорных художников нашего времени. Он служил пилотом на восточном фронте в России, и его самолет в 1943 г. был сбит. Своим спасением он обязан сибирякам, которые укрыли его войлоком и растерли жиром. Эти два материала заняли большое место в его произведениях. С 1964 г. он использует в своих скульптурах жир, символ энергии и тепла, и войлок, который спасает от холода.

ЙОЗЕФ БОЙС Гомогенная инъекция роялю
1966г., рояль, войлок. Национальный музей современного искусства, Париж

ИСКУССТВО Конца ХХ века



Назад