Искусство

История искусства

Искусство тиражной графики

Р. Берень. К оружию! Плакат. 1919    С какой бы осторожностью и осмотрительностью история искусства ни судила о явлениях и процессах межвоенных десятилетий, она неминуемо должна признать, что в это время достигает высокого подъема массовая тиражная графика, произведения которой являются одновременно и видом художественного творчества и отраслью полиграфии. Такие ее жанры, как плакат, журнальная и газетная графика, книжная иллюстрация, превращаются в крупное, эстетически полноценное явление художественной культуры.

   Увлечение книгой захватывает сейчас широким образом многих виднейших художников. Следует думать, что за этим стоит не только заинтересованность в диалогах с литературным произведением, приобщающих к большим традициям духовной культуры, но и стремление художника обратиться к обширной аудитории читателей. Возвышенно-лирические офорты П. Пикассо к "Метаморфозам" Овидия (1930-1931) и А.Матисса к стихотворениям С. Малларме (1932), ксилографии Ф. Мазереля, иллюстрирующие произведения Ш. Де Костера (1926) и Р. Роллана (1925-1927), энергичные подчерк нуто-объемные иллюстрации Р. Кента к "Моби Дику" Г. Мелвилла (1930), проникнутые народным юмором контурные рисунки Й. Лады к "Похождениям бравого солдата Швейка" Я. Гашека (1922-1926) включили искусство книжной иллюстрации в движения стиля станкового искусства. Плакат же и журнально-газетный рисунок в большей мере проявили самостоятельность поведения. Каковы бы ни были их национальные отличия, сказавшиеся, в частности, в эстампном стиле французского плаката, сближавшем его со станковым графическим листом, в склонности немецкого плаката к экспрессии, а английского - к иллюстративной картинности, эти виды графики в целом проходят свой собственный путь развития идей и стиля. Становясь неотъемлемой частью общественного и личного существования человека, политической и хозяйственной жизни, срастаясь с тем, что мы называем образом жизни, массовая тиражная графика обретает чрезвычайно прочный социальный статут и функции. Она превращается в едва ли не самое несомненное искусство XX века. Его мастерам не свойственны терзания относительно нужности или ненужности их творчества, они во многом свободны от проблем понятности или непонятности идей и форм. Ясность этих идей и впечатляющая форма их выражения обусловлены тем, что искусство художественной публицистики обращается не к специальному кругу любителей искусств, а ко всем и каждому. Словом, развитие тиражной публицистической графики обусловливается не только внутрихудожественными импульсами и зависит не только от уровня эстетического сознания общества, а стимулируется куда более широкими социально-политическими и экономическими причинами. Как в высшей степени эффективному средству наглядной, образно-художественной пропаганды политических идей к публицистической графике обращаются революционные движения 20-30-х годов, благодаря чему искусство политического плаката формируется в самостоятельную отрасль художественной деятельности. Газеты и журналы, связанные с коммунистическими и рабочими партиями, заполняют свои страницы графическими работами, которые придают им художественное качество. Пресса выступает в данном случае как организатор развития художественной деятельности; она создает свой круг художников, работающих над проблемами политического искусства. Можно сказать, что экспансия тиражной графики в целом осуществляется в значительной мере за счет последовательного развития революционного художественного творчества, как это произошло в Германии в 20-е годы и во Франции в 20-30-е годы, или за счет резких вспышек политического революционного искусства, какие дал политический плакат в Венгрии в конце 1910-х годов и в Испании во второй половине 30-х годов. Кассандр. Звезда Севера. Плакат. 1927

   В первой половине 20-х годов искусство плаката и журнально-газетного рисунка проходит своеобразный период формирования своих стилевых параметров. Во многих странах оно наследует и развивает традиции объемно-пространственного живописного рисунка, рационализирует и освобождает от орнаментальной декоративности традицию графики "стиля модерн". Это искусство впитывает в себя и перелагает на общепонятный изобразительный язык стилевые приемы, которые в своем чистом виде были бы решительно противопоказаны массовым агитационным видам искусства. Так, в политических плакатах немецких (М. Пехштейн и другие) и венгерских (Р. Берень, Б. Пор и другие) художников претворяются экспрессионистические мотивы и стилистика рационально-конструктивистских течений, которая в чистом виде нашла применение в рекламных работах ряда мастеров, связанных с "Баухаузом" (австриец Г. Байер и другие); в рекламном французском плакате сказался отклик гротескно-кубистиче-ских приемов (ряд плакатов П. Колена). В рекламном плакате развиваются свободная артистическая манера (афиши Ш. Жесмара и итальянца по происхождению Л. Капьелло во Франции) и наглядно-предметная изобразительность (плакаты Л. Бернхарда и других немецких художников), применяется своего рода кинематографическое повествование, идущее от кадра к кадру (реклама аперитива "Дюбонне", 1924, ранняя работа Кассандра - псевдоним французского художника А. Мурона). В политическом плакате разных стран (во Франции - в работах Ж.-Ф. Гранжуана), в лубочных листках революционного Китая используется наивно-фольклорная выразительность. Вместе с тем все это многообразие манер объединяется одним общим свойством; в плакате и в журнально-газетной графике в целом в ту пору безоговорочно господствует свободный рисунок, графический стиль, одухотворенный непосредственной выразительностью рисованного от руки изображения. Этот стиль, присущий всей массе рядовых профессиональных плакатистов, энергично развивается мастерами революционного плаката многих стран от Чехословакии (работы В. Машека) до Японии; он приобретает яркую призывную экспрессию в таких произведениях, как знаменитый литографический плакат К. Кольвиц "Долой войну навсегда!" (1924). Дж. Хартфилд. Как в средневековье ... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала

   Во второй половине 20-х годов стилистика плаката переживает глубокий перелом. Утверждается своего рода "полиграфический стиль" плакатного искусства, точнее говоря, два его варианта. Первый из них, так называемый стиль Кассандра, которому Кассандр придал завершенный вид в своем знаменитом железнодорожном плакате "Звезда Севера" (1927). В новом "гра-физме" этого стиля исчезает даже след руки художника. В изображении и шрифтах, которые кажутся созданными лишь техническими средствами, сливаются неоклассическое стремление к идеальности, ритмичность и четкость конструктивистских построений, лаконичность предметного изображения и документальность фотоматериала.

   И пластический объем, перетекающий благодаря плавной отмывке тона в плоский силуэт, и отточенная контурная линия равно выразительны в этой плакатной графике, которой "большая четверка" мастеров - Кассандр, Ж. Карлю, П. Колен, Ш. Лупо - сообщили авторитет национального стиля французского плаката второй половины 20-30-х годов.

   Второй вариант " полиграфического стиля" образовал собою фотомонтажный плакат, тип которого был выработан в русле политического искусства. В Западной Европе пионером фотомонтажа выступает немецкий художник Дж. Хартфилд, который свои первые опыты в этой сфере осуществил вместе с Г. Тросом в духе дадаистских фотоколлажей. Работа в политической прессе побудила Хартфилда порвать с дадаизмом и применить фотомонтаж для создания пропагандистских композиций. С 1926 года он начинает работать над плакатами для Компартии Германии. В своих антикапиталистических, антивоенных, антифашистских плакатах он превращает фотомонтаж в высокое искусство, наделенное ясной политической мыслью, убедительностью документа, фактурной выразительностью воспроизведенного мотива. Призывные, разъяснительные, изобличительные возможности фотомонтажного плаката привлекли к нему целый ряд художников, связанных с работой в сфере политического пропагандистского искусства.

   В журнально-газетной графике серьезное потрясение происходит на рубеже 20-30-х годов. В это время в значительной мере на базе опыта революционной прессы многие журналы и газеты (за исключением разве что самых традиционных и консервативных) превращаются из строго текстовых в иллюстрированные издания. С этих лет в газетах и журналах огромное, а в ряде случаев определяющее место начинает занимать фотография. В сочетании с рисунком она создает новый стиль массовой прессы, оперирующей наглядной информацией, изобразительной публицистикой. При этом рисунок в свою очередь зачастую исполняется в объемно-светотеневой манере, облегчающей ему сосуществование с фотоклише. Блестящий взлет этого нового стиля тиражной графики дает в 30-е годы французская пресса Народного фронта. Газетные полосы "Юманите" и "Авангарда", созданные М. Лингнером, представляют собою стройные композиции, объединяющие в одно художественное целое рисунок и текст; талант Э. Пиньона придает высокое художественное качество иллюстрированному еженедельнику "Регар", где художник работал тогда в качестве метранпажа. Взаимодействие графической выразительности рисунка и изобразительной формы фотоматериала создает наиболее распространенный стиль плаката 30-х годов, впечатляющего пластической силой крупных лаконичных изобразительных Форм. Этот стиль привлекает к себе художников многих стран, работающих в рекламе, киноплакате и т.д. Он в разных странах играет господствующую роль в политическом плакате, который живет самыми острыми, самыми важными волнениями того времени. Таков плакат Ж.Жоэля "За свободу - голосуйте за коммунистов" (1936), выдержанный в цветах национального флага Франции и включающий в себя изображение знаменитой скульптурной группы работы Ф. Рюда на Триумфальной арке в Париже. Передовые мастера политического плаката активно включаются в борьбу за мир (Ж. Карлю во Франции и другие). Художники разных стран от Дж. Хартфилда, П. Колена, Ж. Миро и других в Европе до членов "Мастерской народной графики" в Мексике выступают с антифашистскими плакатами. Ярчайшее явление антифашистского искусства 30-х годов - плакаты Испанской республики. Среди разнообразных манер, распространившихся в антифашистских испанских плакатах, выделяется "полиграфический стиль", развитый X. Ренау и другими художниками, обратившимися к выразительности пластических объемов, крупных зон цвета, динамике лаконичных композиций.