Искусство

История искусства

Экспрессионизм

Экспрессионизм
ДЖЕЙМС ЭНСОР. Пришествие Христа в Брюссель, фрагмент, 1888 г., холст, масло, Музей Гетти, Лос-Анджелес (США)
С помощью ярких красок и рваных искореженных форм экспрессионизм показывает жестокость мира. Это художественное направление появилось в конце XIX и развивалось в течени всего XX столетия.

Экспрессионизм

Эдвард Мунк, Крик
1893 г., картон, темпера, пастель 91 х 73 см,
Национальная галерея, Осло (Норвегия)
На протяжении истории художники не раз деформировали в своих работах окружающую их действительность, пытаясь передать ощущение ее несправедливости, жестокости и безрадостности. К XX столетию это направление получило название "экспрессионизм". В то время художники стали особо остро ощущать охватившую всю Европу тревогу, которая вылилась в 1914 г. в ужасную Первую мировую войну. В живописи беспокойное чувство экспрессионистов противопоставлялось безмятежному взгляду импрессионистов и характеризовалось использованием двух приемов: упрощением рисунков до карикатуры и выбором ярких экспрессивных цветов, едких и обжигающих, что хорошо передавало ощущение скрежещущего и хохочущего мира, насмешливого и жестокого. Так работали немецкие художники, объединившиеся в группу О1е Вгиске ("Мост"), в которую входил Эмиль Нольде (1867-1956). Зато в творчестве француза Анри Матисса (1869-1954) экспрессионизм породил образы по-земному грубоватого, но счастливого мира.

На карнавале жизни

Один из первых художников - представителей экспрессионизма - бельгиец Джеймс Энсор (1860-1949). В своем творчестве он представил жизнь общества как гигантский зловещий карнавал. В свои тщательно выписанные массовые сцены художник помещает людей в униформе с белыми, как гипс, и красными, как помидор, головами. Лица их корчат гримасы - злые или испуганные. Повсюду прогуливаются скелеты: они напоминают людям, чем кончается жизнь.

Кошмары Мунка

Норвежцу Эдварду Мунку (1863-1944), картины которого высоко оценил Ван Гог (см. с. 70-71), экспрессионизм позволил показать страдания и трагическую судьбу каждой отдельной личности. Отчаяние художника принимает формы искореженного пейзажа и ввергающих в панику видений - кошмаров и галлюцинаций. В картине "Крик" ощущение ужаса удваивается с одной стороны красным, как огонь, небом, и с другой стороны искаженным в отчаянном крике лицом персонажа на первом плане.

Матисс: ритм жизни

Анри Матисс - самый известный среди художников-фовистов. В ранний период своего творчества, до 1920-х гг., он использовал характерные для экспрессионизма свободный выбор очень ярких красок и рисунок, состоящий всего из не скольких сильных линий. Картина "Танец" поражает своей простотой и динамизмом. Художник воплотил в ней воспоминание о счастливом существовании человечества на совсем юной Земле, своего рода рае, но без религиозных ассоциаций. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. Его живопись станет нежней. Он использует свежие краски, очень простой рисунок, его искусство становится монументальным и декоративным. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века.
Экспрессионизм

Анри Матисс, Танец
1910 г., холст, масло, 260 х 391 см,
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия)
Экспрессионизм

АНДРЕ ДЕРЕН Мост Черинг Кросс в Лондоне
ок. 1906 г., холст, масло, 81 х 100 см.
Музей Орсе, Париж

Фовисты

В 1905 г. многие художники, участники временной осенней выставки в Парижском Салоне, среди них - Анри Матисс и Андре Дерен (1880-1954) были названы критиками "фовистами" (фр. - "дикие"). Один из этих критиков писал по этому случаю: "Они швырнули публике в лицо банку с красками". И действительно, фовисты использовали только чистые и контрастные цвета и принципиально отказались от тени. Они не хотели придавать своей живописи иллюзию реальности, а наоборот, хотели избавиться от этой "фальши". С 1908 г. искусство Матисса, Дерена и других художников изменилось. Тем не менее фовизм остается одним из самых блистательных проявлений экспрессионизма.


КРУПНЕЙШИЕ ХУДОЖНИКИ:
Андре Дерен (1880-1954)- французский художник, один из создателей фовизма, позже писал портреты, натюрморты и пейзажи в сдержанных тонах.
Джеймс Энсор (1860-1949)- бельгийский живописец и график. Его считают одним из величайших предтеч современного искусства.
Анри Матисс (1869-1954) - французский художник, глава фовизма. Его наследие включает рисунки, гравюры, скульптуры, коллажи, витражи.
Эдвард Мунк (1863-1944)- норвежский художник и график, предтеча экспрессионизма. Основные темы - тоска и тяготы жизни.
Эмиль Нольде (1867-1956)-немецкий живописец и график. Использовал сильные насыщенные цвета, чтобы передать распад действительности. Его экспрессионистское наследие состоит из религиозных полотен, уличных сцен, марин, пейзажей.