Искусство

История искусства

Сюрреализм

Сюрреализм
САЛЬВАДОР ДАЛИ. Частичная галлюцинация: шесть явлений Ленина на фортепиано, фрагмент, 1931 г., холст, масло,
Национальный музей современного искусства, Париж
Сюрреалисты интересуются выходящими за пределы обычной реальности: бессознательным, сном, воображением, галлюцинациями. Они создают новые образы и по-новому смотрят на уже существующие.



Французский писатель Андре Бретон (1896-1966) разработал теорию сюрреализма, художественного направления, которое "делает людей свободными", пытается открыть "реальное функционирование мысли". Бретон утверждал, что современное общество лишает свободы отдельную личность. В глубине каждого из нас существует мир потаенных желаний, неведомая вселенная, которую искусство может раскрыть, если художник полностью отдастся своему вдохновению. С 1920-х до 1960-х гг. сюрреалисты выпускали журналы, организовывали выставки и ставили спектакли. Они искали подтверждение своих теорий в произведениях прошлого или вне европейской художественной традиции. Этот новый взгляд сюрреалистов на историю искусств в широком смысле объясняет их влияние на развитие изобразительного искусства в целом.


Сюрреализм

РЕНЕ МАГРИТТ Двойной секрет,
1927 г., холст, масло, 114 х 162 см,
Национальный музей современного искусства, Париж

Направление и скандалы вокруг него

Сюрреалистическое движение оформилось в 1924 г. в Париже. Но еще в 1916 г. в Цюрихе, в Швейцарии, когда Первая мировая война опустошала остальную Европу, художники создали новое скандальное движение дадаизма, призывавшего художников вернуться в творчестве к младенческому состоянию. Дадаизм стал предтечей сюрреализма. Марселя Дюшана, например, называют одновременно и дадаистом, и сюрреалистом. Кстати, художники обоих направлений любили устраивать провокации. Так журнал "Сюрреалистическая революция", выходивший в Париже с 1924 по 1929 г., декларировал: "Откройте тюрьмы, распустите армию!"

Случайность и воображение

Искусство сюрреализма развивалось по двум направлениям. Художники первого направления импровизировали и свои "экспедиции в бессознательное" выражали с помощью абстрактных знаков и символов, как испанец Хоан Миро, американец Ив Танги, француз Андре Массой. Ко второму направлению принадлежат художники, использующие реальные формы и предметы, но в деформированном виде и невероятных сочетаниях. К представителям второго направления следует отнести испанца Сальвадора Дали, немца Макса Эрнста, бельгийца Рене Магритта, француза Поля Дельво.

Новая история изобразительных искусств

В своей работе "Сюрреализм и живопись" Андре Бретон хотел показать, что сюрреализм - это фундаментальная тенденция в искусстве. Он назвал ряд художников, не принадлежащих к сюрреалистам, творческая манера которых, по его утверждению, соответствует изложенным им принципам: Пабло Пикассо, Анри Руссо и также ряд никому неизвестных художников-граверов.
Сюрреализм

ХОАН МИРО Голландский интерьер,
фрагмент 1928 г., холст, масло,
Фонд Пегги Гуггенхейм, Венеция (Италия)


Сюрреализм

АНРИ РУССО Заклинательница змей,
1907 г. холст, масло, 169 х 189 см.
Музей Орсе, Париж

Мечты таможенника Руссо

Анри Руссо (1844-1910), мелкий служащий муниципальной парижской таможни, откуда пошло его прозвище таможенник Руссо, стал к 30 годам заниматься любительской живописью, а с 1885 г. дерзнул выставлять свои произведения на выставках Салона независимых, где его резко критиковали за неумелость. Руссо неудачно размещал своих персонажей на картинах, но подбирал удивительные цветовые сочетания и отличался дерзостью и богатством воображения. До самой смерти он писал большие композиции джунглей. После 1918 г. сюрреалисты "открыли" заново произведения Руссо и объявили его своим предтечей, "мастером грез".


КРУПНЕЙШИЕ ХУДОЖНИКИ:
Сальвадор Дали (1904-1989)-испанский художник, график, писатель. В его произведениях образы, извлеченные из потаенных глубин подсознания, выстраиваются в невероятные, часто алогичные композиции.
Марсель Дюшан (1887-1968)-французский художник, поочередно фовист, кубист, футурист. Его "реди-мейды" ("готовые изделия") - бытовые предметы, поставленные на постамент и возведенные в ранг произведений искусства, вели к созданию дадаизма.
Магритт Рене (1898-1967)-бельгийский художник-сюрреалист. Создавал странные композиции - поэтические видения, прихотливо выражавшие связи между образами, реальностью, языком.
Хоан Миро (1893-1983) -испанский живописец и скульптор. В своих полных юмора и выдумки полотнах он заставлял причудливые формы плавать в пространстве.