Как создается картина
оглавлениеКак создается картина?
- Что за вопрос? - скажет иной читатель, кистями, красками, на холсте.
Казалось бы, так и есть на самом деле.
Однажды к известному советскому живописцу М. В. Нестерову с таким же вопросом обратился один репортер. Состоявшийся разговор биограф художника передает так:
- Как я работаю? Хорошо, я вам скажу, как. Репортер, не ожидавший такого счастья, миновавшего всех его предшественников, весь превратился в слух.
- Когда я задумаю новую картину, я беру новый холст, натянутый на подрамник...
Репортер еле переводил дыхание.
-...Ставлю его на мольберт. Работаю углем рисунок. Потом в левую руку беру палитру... вот так... выдавливаю на нее нужные мне краски...
Репортер слушал, как зачарованный.
-...В правую руку беру кисть, подхожу к холсту и начинаю писать...
Репортер удесятерил свое внимание. Но художник замолк. В глазах репортера ожидание сменилось недоумением, недоумение - вопросом.
- Все,- отвечал Нестеров.
- Но, Михаил Васильевич, вы обещали рассказать, как вы работаете.
Я вам и рассказал. Я всегда так работал и работаю. Я ответил вам точно на ваш вопрос. А теперь давайте, если хотите, поговорим о чем-нибудь другом.
Очевидно, за этим ироническим ответом скрывалась лишь скромность большого художника, да его нежелание пускать посторонних в область своих самых сокровенных мыслей и переживаний - в творческую лабораторию.
На деле все обстоит не так просто. Создание картины (разумеется, речь идет о серьезных произведениях реалистической живописи) - сложный и зачастую длительный творческий процесс, требующий от художника максимального напряжения всех его духовных, а порой и физических сил.
Конечно, точных рецептов создания картин нет и быть не может. Творчество не поддается строгой регламентации, и каждый художник работает в соответствии со своей индивидуальностью, своими взглядами на жизнь и на искусство, вкусами, темпераментом. Да и каждая картина требует особого подхода, особых методов и приемов ее решения. "Явление Христа народу" Александр Иванов писал более двадцати лет, а Пёров свои "Проводы покойника" - несколько месяцев. Но и та, и другая картины и по сей день остаются в числе лучших произведений русского классического искусства.
Рассказывают, что один коллекционер купил за большую сумму у знаменитого художника картину. Узнав, что эту картину автор написал всего лишь за несколько часов, коллекционер подал на него в суд, требуя возмещения "убытков". На вопрос судьи о том, сколько времени работал художник над картиной, тот отвечал: "Три часа и всю жизнь".
И это верно. За каждым произведением стоит художник со всем его жизненным опытом, победами и поражениями, чувствами и переживаниями, напряженной, подчас мучительной работой творческой мысли. Поэтому процесс создания картины никогда не укладывается в ограниченный отрезок времени, затраченный непосредственно на работу перед мольбертом.
Но художественное творчество - это не хаотичный, "подсознательный" психический акт, как пытаются утверждать некоторые буржуазные теоретики. При всем бесконечном многообразии его конкретных проявлений творчество художника-реалиста определяется объективными закономерностями. Попытаемся проследить их на нескольких конкретных примерах, почерпнутых из истории русской дореволюционной и советской живописи.
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер