Искусство

История искусства

Как создается картина

оглавление

* * *

Как и в любом виде и жанре искусства, в пейзажной живописи нет и не может быть готовых формул успеха. Бесконечно многообразна природа, очень различно восприятие и осмысление ее разными людьми. Каждый художник видит ее своими глазами, воспроизводит по-своему, своим, лишь ему присущим индивидуальным творческим методом. Есть пейзаж лирический - "пейзаж настроения", есть пейзаж эпический, и хотя грани между ними сплошь и рядом стираются, но работа над ними имеет свои особенности. В одном лишь непременно сходятся все пейзажисты реалистического направления: природа - главный и единственный источник, а пристальное, повседневное наблюдение и изучение ее - основа основ пейзажной живописи.

Почти все пейзажисты очень много работают непосредственно с натуры или, как говорят, на плейере. Этюды с натуры для художника - это основное средство познания природы, совершенствования мастерства, необъятная область творческих исканий. Одни из них могут обладать ценностью самостоятельных художественных произведений и в силу этого экспонироваться на выставках и в музеях. Другие же служат пейзажисту творческой лабораторией, "кухней". В них художник изучает и фиксирует отдельные природные формы и явления, ставит те или иные живописные задачи, экспериментирует, ищет новые композиционные, цветовые, образные решения. А третьи служат ему необходимым материалом для создания уже в мастерской пейзажей-картин.

Такой метод работы над пейзажем очень распространен. На основе этюдов с натуры писали свои картины большинство великих пейзажистов прошлого - Левитан, Шишкин, Поленов и другие; так пишут и очень многие современные художники. Пейзаж - это не просто механически увеличенный этюд с натуры. Пейзаж-картина имеет свои особенности, свою внутреннюю структуру, и работа над ним требует больших знаний, мастерства. Какой бы ни был этюд с натуры, - а нередко их требуется для картины не один, а несколько, - он не может служить исчерпывающим материалом. Создание пейзажа - процесс творческий, в ходе которого художник пользуется не только этюдами, но и всем своим запасом наблюдений и впечатлений от природы. Пейзажист должен обладать исключительной зрительной памятью, позволяющей ему воспроизводить на холсте самые разнообразные предметы, оттенки и состояния природы.

Со второй половины XIX века все более широкое признание получает метод работы над пейзажем непосредственно с натуры. Художники-импрессионисты (крупнейшим и наиболее типичным представителем их в русской живописи был К. Коровин) возвели этот метод в принцип и отрицали необходимость работы в мастерской. Впрочем, он оказался очень полезным не только для импрессионистов. Художники различных направлений пользуются этим методом очень широко, и многие пейзажисты начинают и кончают свои работы прямо на природе. Такие случаи нередки и в творчестве мастеров, создававших большие картины главным образом в мастерской. В качестве примера можно назвать известный пейзаж И. И. Левитана "Владимирка" (илл. 18).

18. И. Левитан. Владимирка. 1892
18. И. Левитан. Владимирка. 1892

Картина эта родилась летом 1892 года, когда Левитан жил в Болдино, бывшей Владимирской губернии. Страстный охотник, Левитан целыми днями бродил с ружьем. Однажды он заблудился в лесу и только под вечер вышел на незнакомую дорогу.

Куда-то далеко-далеко, за линию горизонта уходит широкая, плотно утоптанная дорога. Бредет по окольной тропинке старуха-богомолка, с краю дороги - голубец с иконкой, а вокруг - поля без конца и без края, холмики, бугорки, кустарники, рощи. Тяжелые облака сплошь затянули небо, нависли над притихшей землей.

Это была Владимирка, печально знаменитый Владимирский тракт, по которому веками гнали в Сибирь заключенных. Сколько их прошло этой дорогой горя и скорби! Казалось, человеческие страдания навсегда вошли в саму природу, в дорогу, растрескавшуюся от летнего зноя, печальную, пустынную равнину. Как в "Колодниках" Алексея Толстого:

Спускается солнце за степи, 
Вдали золотится ковыль, - 
Колодников звонкие цепи 
Взметают дорожную пыль. . 
...День меркнет все боле, - а цепи 
Дорогу метут да метут... 

Долго стоял художник, глубоко взволнованный этими чувствами, ассоциациями. В открывшемся ему виде воплотилась для него вся Россия тех лет - угнетенная, скорбная, и в то же время привольная, могучая.

Вернувшись домой, художник под свежим впечатлением, по памяти, набросал при тусклом свете керосиновой лампы небольшой эскиз. А на следующий день снова пришел сюда с большим холстом. Несколько дней подряд Левитан работал над картиной прямо с натуры. Глубокое чувство, соединенное с непревзойденным мастерством, позволило создать ему один из своих лучших пейзажей - "Владимирку".

Мысль, чувство, настроение автора одухотворяют каждое художественное произведение. Через это, казалось бы, субъективное восприятие природы художники часто выражают дух целой исторической эпохи. Так было с "Владимиркой" Левитана. Так было и с прекрасной картиной А. А. Рылова "В голубом просторе", написанной в 1918 году и открывающей по существу историю советской пейзажной живописи.

Еще в 1914 году Рылов написал большой пейзаж "Лебеди над Камой". Резкий, холодный ветер гонит желтовато-коричневые воды реки, темные, сердитые волны с бурунами белой пены. Наперерез ему летит стая лебедей. Тяжелые тучи гнут их к воде, но в мерном, ритмичном движении крыльев ощущается неодолимая сила. Пейзаж захватывает зрителя своим тревожным напряжением, единоборством прекрасных птиц с природой.

Поэт и журналист В. А. Гиляровский посвятил им тогда патетические строки:

Камою желтою лебеди белые 
Тянутся к северу в тундры холодные, 
Мчатся красивые, гордые, смелые, 
Вечно могучие, вечно свободные. 
С жаркого юга, лучами спаленного 
К озеру в тень под березы плакучие 
Манят их радости "шума зеленого" 
Свежестью, бодростью, силой могучею. 

В 1918 году, уже после революции, художнику заказали авторское повторение "Лебедей над Камой". Рылов любил эту картину, то "упоение борьбой", которое он так ценил в жизни и природе. Но сейчас она как-то не отвечала его настроению. В прах развеяна старая самодержавная Российская империя, начинается новая жизнь, новый день молодой республики, на знамени которой начертаны самые дорогие и священные слова: Свобода, Равенство и Справедливость. В душе художника, уже пожилого, умудренного большим жизненным и творческим опытом, рождались новые песни, солнечные, широкие и привольные, как стремительные воды весенней Камы или. безбрежные горизонты морских просторов.

И Рылов пишет не повторение "Лебедей", а совершенно новую картину. Вместо ненастной, "кофейной" Камы - ярко-синее море. Вместо неприветливых свинцовых туч, нависших над водой и землей - чистое высокое небо с мягкими облаками и целый океан солнечного света. Легкий свежий ветерок играет белыми венчиками невысоких волн. Вдали скалистый берег с пятнами снега на вершинах. И лебеди, чудесные белые лебеди с длинными гибкими шеями. Распластав могучие крылья, они стремительно врезаются в упругий морской воздух. Волнистая линия стаи, продуманный, но ненавязчивый ритм полета создает ощущение качания, повторенного зыбью волн.

А вдали, где бирюза неба встречается с морем, Рылов написал корабль. Туго наполнены ветром белые паруса, и корабль скользит по волнам, едва касаясь воды. Неприступный скалистый берег уходит назад, а вслед паруснику летит стая лебедей. Сколько здесь ясной и чистой гармонии, светлого счастья!

Картину "В голубом просторе" Рылов создавал в холодной, давно не топленной мастерской на Васильевском острове. За окном - хмурое петроградское небо, резкий холодный ветер, черная, вздувшаяся Нева. В пейзаже воплотилась самая сущность революционной эпохи, ибо эта картина - радостная песня о свободе, мужестве и счастье.

Картину "В голубом просторе" Рылов писал не с натуры, а по воображению. Конечно, он не раз видел и не раз писал море или стаи лебедей. Эти наблюдения помогли ему добиться замечательной достоверности и убедительности пейзажа. Но в целом художественный образ возник прежде всего в результате осмысления и переживания исторического переворота, совершавшегося в России в те годы.

Таким образом, "сочинение" пейзажа, если оно твердо опирается на глубокое изучение художником окружающей жизни и природы, отнюдь не противоречит реалистическому методу. Но для этого надо, как уже говорилось выше, обладать исключительно развитой, тренированной зрительной памятью, особым внутренним видением природы в обобщенных, синтетических образах.

Этим талантом обладает известный советский пейзажист Г. Г. Нисский, один из тех художников, кому присуще острое чувство современности (илл. 19).

19. Г. Нисский. Перед Москвой. Февраль. 1956
19. Г. Нисский. Перед Москвой. Февраль. 1956

"Пейзаж Родины изменен, - писал Нисский, - он уже не левитановский, - он радостен и мажорен, и нужно увидеть его современному художнику, увидеть его новым чувством, новым сердцем и новыми глазами и сделать новыми руками, иначе он не будет сегодняшним".

Раскрывая свой творческий метод, художник говорит:

"Я люблю работать по памяти, не прибегая к этюдам и рисункам с натуры. Стараюсь "вобрать" пейзаж в себя, чтобы потом, порой долгое время спустя, в тишине и уединении, где-нибудь на Сенеже или в московской мастерской воплотить его кистью...

Меня часто упрекают, что я пишу от себя, но мне кажется, что стремлюсь писать "из себя" то, что я увидел, что запало мне в душу, то, что я пережил, прочувствовал. Не копировать бездумно природу, но уметь поговорить с нею наедине - в этом, мне кажется, смысл проникновения в видимую, реальную ее красоту, которая никогда не ведет меня к поискам отвлеченных, выдуманных форм", что же касается практического применения этих принципиальных положений в творческой работе, то Нисский раскрывает это на таких примерах:

"Моя вещь "На Дальнем Востоке" подмечена из окна быстро идущего поезда. Щетина леса на хребте сопки, быстро промелькнувший аэродром с самолетами. Зарисовать ничего не успел, этюда сделать тоже. Остальное - в представлении и видении по памяти".

И далее:

"Мои "Подмосковные просторы" я выхаживал на лыжах целую зиму, а когда почувствовал, что вещь скомпоновалась во мне и решена, я быстро написал ее в мастерской".

Нисский работает так, а другие, не менее крупные мастера советской пейзажной живописи - по-другому. С. В. Герасимов, М. С. Сарьян, Н. М. Ромадин, И. И. Бокшай, У. Тансыкбаев и многие другие - каждый из них имеет свою тему, свой взгляд на мир, свои творческие приемы. Но все они создают цельный и в то же время бесконечно многообразный художественный образ нашей необъятной, прекрасной Родины, преобразованной творческим трудом советского человека, согретой большой патриотической любовью.