Искусство

История искусства

Сопричастность

оглавление

Можем, осилим!

Проектировщики, экономисты, дотошные статистики скрупулез­но подсчитали: сфера действия магистрали включает в себя 1 мил­лион 200 тысяч квадратных километров сибирской целины со все­ми несметными лесными и ископаемыми богатствами. Огромная площадь. Намного больше Франции и Испании, вместе взятых.

Татьяна Жарикова и Галина Стерлицкая, пробоотборщицы строитель­ной лаборатории ТО-11. 1983. 78 * 85. Дирекция выставок ЛОХФ РСФСР. Ленинград
Татьяна Жарикова и Галина Стерлицкая, пробоотборщицы строитель­ной лаборатории ТО-11. 1983. 78 * 85. Дирекция выставок ЛОХФ РСФСР. Ленинград

3146 километров железнодорожных насыпей по вечной мерзло­те, тайге и болотам. 142 крупных и тысячи небольших мостов через девять больших рек и 3200 водоемов. 8 тоннелей общей протяженностью 50 километров сквозь семь горных хребтов. Новые города, сотни поселков и станций. Цифры, потрясающие вообра­жение,- на то БАМ и стройка века - уже перешли с лис­тов проектных смет и плановых заданий в производственные отче­ты и рапорты о выполненной работе, то есть обрели реальность свершившегося факта. И я, как говорится, видел этот «факт» свои­ми глазами. Но для меня, художника, не менее интересен другой, тоже очень важный, факт: БАМ не только залог небывалого эко­номического подъема огромного региона страны, но и гарантия стремительного духовного взлета, быстрого культурного развития Сибири. Неоспоримость этого ощутима уже сейчас. Конечно, БАМ - стройка особенная и бамовцы - народ особый. На ударную комсомольскую стройку посылаются люди достойные, лучшие из лучших. Тот, кого влекут сюда лишь высокие заработки, не прижи­вается на БАМе. Не станет же он в выходной день вместе с брига­дой работать на строительстве Школы искусств. Зачем она ему? И «за здорово живешь» корчевать пни под спортивную площадку его не заставишь. Не нужно все это ему. Ну, а коль ему не нужно, то и он никому здесь не нужен. И, если ничего не поймет человек, приходится ему собирать чемодан. На БАМе особый нравствен­ный климат. «Мы строим БАМ - БАМ строит нас». Такие надписи встречают вас всюду.

Поначалу удивляло: как может человек, отработав тяжелую смену в тоннеле, или после многих часов изнурительного, напря­женного труда за баранкой самосвала, найти силы для участия в репетиции оркестра, хоровой спевки, для занятий в театральной студии, кружке кинолюбителей. Оказывается, может. Потому что испытывает в этом потребность. Потребность содержательно, с интересом и пользой провести свободное время. Эта жажда ду­ховного, желание прикоснуться сердцем к прекрасному миру искусства, насладиться хорошей книгой, послушать музыку, взволно­ваться поэзией, увидеть настоящую живопись, наконец, самому попробовать себя в творчестве,- это осознанное желание развить себя, стать умнее, сделать свою жизнь интереснее и полнее пока­залось мне характерной чертой молодых рабочих, парней и дев­чат, которых я узнал на БАМе. Я восхищаюсь этими людьми. Их лицами, их руками, их характерами. В них привлекают гармония, внутреннее достоинство, особая духовная осанка.

Юрий Кан, инженер-механик ТО-11. 1983. 81 * 81. Министерство культуры РСФСР. Москва
Юрий Кан, инженер-механик ТО-11. 1983. 81 * 81. Министерство культуры РСФСР. Москва

Конечно, они не похожи на своих сверстников шестидесятых годов. Двадцать лет назад рабочий парень с десятилеткой за пле­чами был редкостью, с дипломом - чудом. Ныне этим никого не удивишь. Конечно, это бесспорное, яркое свидетельство социаль­ного прогресса, и очень важно, что развитие этого прогресса по­ставило задачу эстетического воспитания, общего культурного подъема в ряд наиважнейших. Не случайно, а вполне закономерно появление во многих бамовских поселках Школ искусств, где дети учатся музыке, танцу, рисованию. В каждом поселке существуют свои творческие, самодеятельные коллективы. Есть даже свои зна­менитости. Далеко от магистрали знают о Северобайкальской на­родной галерее, состоящей из пятисот произведений известных со­ветских художников. Всем известен народный театр «Молодая гвардия», труппу которого составляют члены бригады Александра Бондаря. Диплома лауреата на республиканском смотре-конкурсе удостоен Северомуйский вокально-инструментальный ансамбль «Улигер». И так повсюду. Примеров тому немало. Молодежь строй­ки века понимает, что БАМ - это залог не только экономического развития Сибири, но и его культурного расцвета.

Люди осваивают огромные пространства, преображают приро­ду, строят новые города, воздвигают грандиозные сооружения, и они хотят, чтобы все, сделанное их руками, было по-настоящему красиво, радовало глаз и душу. Они хотят, чтобы в их городе, ко­торый они строят и который нарекли красивым именем, были кра­сивые площади с красивыми памятниками и красивые улицы с кра­сивыми домами. Они хотят, чтобы в их городе были своя «Третья­ковка» и выставочный зал, свои филармония и театр. Они хотят иметь свои художественные ценности, достопримечательности, которыми можно гордиться.

Многие приезжают на БАМ и другие стройки Сибири не на вре­мя, а навсегда. Правильно сказал бамовский поэт: «Коротенькое слово «БАМ», как слово «дом» здесь произносят». Создаются семьи, рождаются дети. Детская коляска и санки - «малая меха­низация БАМа» столь же характерны, привычны и естественны на стройке, как и мощные самосвалы, бульдозеры, краны. Для одних маленьких сибиряков - будущих руководителей производств или лесопромышленных комплексов, рабочих и учителей, а может быть, поэтов или художников - родным стал Северобайкальск, для дру­гих Тында, для третьих Северомуйск...

Рождаются новые граждане, рождаются новые города и посел­ки. И если первые растут, как им положено природой, то вторые, как в сказке - не по дням, а по часам. Когда началось строитель­ство БАМа, в Тынде было всего пять тысяч жителей. В 1979 году население поселка выросло до пятидесяти тысяч, а скоро увели­чится еще в два раза. Нерюнгри до 1975 года вообще не значился на картах. Через год в нем жило уже двадцать тысяч, а через пять - пятьдесят. К концу этого десятилетия он будет городом со 100-ты­сячным населением. Таким же станет Удокан.

Смерть горы. Большой северомуйский карьер. 1983. 85 * 135
Смерть горы. Большой северомуйский карьер. 1983. 85 * 135

Огромные экономические, производственные и социальные за­дачи выдвигает освоение Сибири. И важно не упустить, не забыть, не отмахнуться и не отложить «на потом» решение одной из наи­важнейших задач: максимального удовлетворения культурных и ду­ховных запросов человека.

Очень своевременно красноярцы, земляки великого русского художника Василия Ивановича Сурикова, обратились с призывом сделать Сибирь краем высокой культуры и искусства. Особое место в этой почетной и важной работе отведено художникам.

«Можем ли выполнить задачи, которые поставит перед нами время? Можем, осилим. В становлении новых начал жизни мы все­гда были и будем с народом и нашей партией. Необозримо поле применения наших дарований. Хватит всем, на каждый талант, на каждое слово, которое мы принесем нашему народу от всего на­шего сердца, отдавая себя с бесконечной тщательностью и вни­манием, со всей величайшей ответственностью, потому что нам многое дано и с нас многое спросится. Будем помнить, что мы - художники и самое священное дело - умно и достойно решать задачи, которые ставит перед нами наше искусство, наша удиви­тельная профессия и наше необыкновенное время!»

Эти вдохновенные слова были сказаны с трибуны Второго съез­да художников РСФСР Аркадием Александровичем Пластовым. Они звучат как клятва, как присяга. И советские художники верны им. Они всегда шли в ногу, вместе с народом. Каждая крупная ху­дожественная выставка не только творческий отчет, это и летопис­ный свод дел народных, это и благодарная дань своему народу.

Сибирская тема во всем ее многообразии занимает сегодня одно из ведущих мест в советском изобразительном искусстве. Естественно, что весомый вклад в «сибириаду» вносят сибирские художники. Их зональные выставки с гордым названием «Сибирь социалистическая» каждый раз становятся ярким явлением в куль­турной жизни не только республики, но и всей страны. Сколько прекрасных произведений было представлено на них, сколько но­вых имен они открыли! Нет, не оскудела талантами Сибирь, по­дарившая России В. И. Сурикова и М. А. Врубеля. Сибирские ху­дожники немало делают для культурного развития своего края. Результаты их труда ощутимы. В этом им помогают художники всей России. Республиканская выставка «Мы строим БАМ» со всей очевидностью показала, как велик интерес художников к делам и проблемам Сибири, продемонстрировала их возможность и жела­ния принять деятельное участие в культурном развитии этого края.

Багульник. 1980. 109 * 107. Собственность В. И. Теребилова. Москва
Багульник. 1980. 109 * 107. Собственность В. И. Теребилова. Москва

По инициативе Министерства культуры и Союза художников республики за последние годы в различных районах Сибири было создано несколько филиалов центральных сибирских музеев, открыто несколько выставочных залов и народных галерей, прошло большое число передвижных художественных выставок. Начало по­ложено хорошее, и очень важно развить его.

В 1980 году молодые художники Ленинграда передали в дар своим сверстникам - строителям Северомуйского тоннеля БАМа - 86 произведений живописи, скульптуры и графики. Никогда не забу­ду восторженные лица людей, их благодарные взгляды, добрые улыбки и радушные объятия. Не забуду этот праздник союза тру­да и искусства.

День тот выдался как по заказу. Белоснежные горные цепи, голубая, опушенная инеем хвоя кедров, отороченные сверкающей бахромой огромных сосулек крыши домов - все сияет и искрится на солнце. На улицах поселка по-воскресному оживленно. Звучит музыка. Просторная площадь перед синим одноэтажным домом заполнена сотнями людей. Кажется, весь поселок собрался сегодня здесь. На девчатах вместо привычных рабочих полушубков, вале­нок, ушанок - элегантные пальто, разноцветные сапожки, наряд­ные платки, шали. Загляденье. И парни им под стать: дубленки, куртки щегольски распахнуты, рубашки накрахмалены, брюки оту­тюжены. Улыбаются, покуривая. Слегка пританцовывают, посту­кивая по насту модными туфлями. Народ мужественный, но мороз-то нешуточный: утром было за тридцать. Над толпой синий пар и оживленный гомон. Возле крыльца хлопотливая суета. Только что справа от входа под стеклянной доской с золотой надписью: «Школа искусств» прикрепили еще одну - «Северомуйская народная га­лерея». Смолкает музыка. Микрофон берет Сергей Алексеевич Смирнов, начальник тоннельного отряда №11:

Валентина Линхобоева, учительница. 1980. 56 * 42. Союз художников РСФСР. Москва
Валентина Линхобоева, учительница. 1980. 56 * 42. Союз художников РСФСР. Москва

- Северомуйцы! Друзья! Дорогие наши гости! Шесть лет на­зад одиннадцатый тоннельный отряд высадился первым десантом на берегах Байкала. Трудный и славный путь пройден вами за эти годы. Многое перенесли вы и испытали. И трудности суровых здешних зим, и жизнь в бамовских палатках, в наскоро построен­ных бараках. Вы шли через тайгу, болота, пропасти, перевалы, что­бы здесь, на ленинградском участке БАМа, выполнить свое дело - построить главный тоннель БАМа. Сейчас трудно представить, что на этом месте, где мы сегодня собрались, была глухая тайга.

...Да, представить это действительно трудно. Благоустроенные дома с центральным отоплением и телеантеннами на крышах, про­сторное здание школы и Дворец культуры, стадион и больничные корпуса, детские сады, столовые и магазины... Четвертый год я приезжаю сюда и каждый раз вижу что-то новое. В прошлом го­ду этой школы искусств еще не было. Я знал, что своим появлением в поселке школа обязана ему, Смирнову. Открылась она на БАМе чуть ли не первой. И идея организации в поселке художественной галереи принадлежит, конечно, тоже ему. Он настоящий руково­дитель и прекрасно понимает, что успех на производстве зависит и от того, как и чем живут люди вне его. Когда в прошлом году в Северобайкальске торжественно открыли народную галерею - подарок Союза художников РСФСР, Смирнов потерял покой. Как же так: в Северобайкальске есть настоящая галерея, а в Северомуйске, который зовется столицей тоннельщиков БАМа, такой га­лереи нет?! Всех донял, всех зажег, увлек, убедил. И полетели письма на бланках тоннельного отряда № 11 в Ленинград. В Союз художников.

- И вот сегодня,- голос Сергея Алексеевича, усиленный дина­миками, эхом разносится над поселком,- мы открываем художе­ственную галерею. Народную галерею. Она подарена нам молоды­ми художниками Ленинграда. Этот подарок - дорогое свидетель­ство их душевной щедрости, гражданской зрелости, сопричастно­сти нашему общему делу. Большое вам спасибо, дорогие наши гости! Все дружно захлопали, а Смирнов обнял нас всех пооче­редно, говоря каждому: «Спасибо, от всех бамовцев, спасибо».

Нас, ленинградцев, приехавших на торжество,-шестеро. Моло­дые художники: живописец Петр Игнатьев, график Александр Анд­реев, скульптор Алла Красницкая и «старшие товарищи»: Влади­мир Емельянов, Вячеслав Литвинов и я. Мы привезли с собой во­семь огромных ящиков. Под фанерными крышками с надписью: «Молодые художники Ленинграда - строителям БАМа» были кар­тины, скульптуры, застекленные графические листы. И как подо­бает серьезному собранию произведений искусства, именуемому галереей, все работы были включены в специально отпечатанный каталог, который составили молодые искусствоведы Ирина Лебе­дева и Владимир Белов. По рисунку Александра Кондурова были отпечатаны красивые пригласительные билеты, которые северомуйцы, конечно, сохранят на память.

...Микрофон у Саши Андреева:

- Я никогда прежде не был на БАМе и никогда раньше не ви­дел гор. Они, эти горы, великолепны. Но когда мы ехали к вам на машинах через эти горы, я забыл об их красоте. Я думал о шофе­рах. Это настоящие ребята! И работа их - настоящий героизм. Вчера мы были в вашем тоннеле. Он тоже удивительно красив, но мы видели, какими усилиями создается эта красота. И какими людьми! У вас удивительная природа, чудесный поселок, изуми­тельный тоннель, но самое поразительное, самое красивое - это вы сами.- Голос его задрожал от волнения, он помолчал и вдруг неожиданно подался вперед:-А если вам понравятся наши ра­боты, мы привезем вам еще,- и все заулыбались, зааплодировали.

Евгений Еезносков, бригадир проходчиков ТО-11. 1978. 80 * 85
Евгений Еезносков, бригадир проходчиков ТО-11. 1978. 80 * 85

И вот первые зрители заполнили залы. Обступив художников, люди оживленно обсуждали картины, внимательно слушали объяснения. Возбужденно спорили. Возражали. Соглашались. Равно­душных не было. Одним нравились лирические картины с изобра­жением скромной среднерусской природы, с любовью написанные Анатолием Алексеевым, Василием Суховым, Алексадром Румянце­вым. Другие весело улыбались около ярких работ Надежды Анд­реевой и Любови Костенко. Многие из зрителей - наши земляки. Им особенно приятно встретиться с родным городом в работах Виталия Боровика, Александра Альховского, Елены Блиновой. Серь­езными становились лица перед публицистической антивоенной се­рией офортов Анатолия Смирнова, и вновь теплели взгляды у лис­тов Александра Андреева и Андрея Пахомова, посвященных на­шей детворе. И, конечно, с особым пристрастием рассматривали они произведения Владимира Емельянова, Сергея Кирпичева, Ал­лы Красницкой, посвященные строителям БАМа. Галерея жила. А в книге отзывов появлялась первая запись: «Сердечное рабочее спасибо художникам за прекрасные произведения. Ваше искусст­во приносит большую радость и трогает душу. Тоннельщики БАМа желают всем художникам Ленинграда здоровья и успехов в искус­стве и жизни. Пусть и впредь крепнет союз труда и искусства! По поручению бригады проходчиков участка № 3 В. Безридный». И дата: 10 ноября 1980 года.

Василий Безридный, бригадир проходчиков ТО-11. 1979. 97 * 87. Перм­ская государственная художественная галерея
Василий Безридный, бригадир проходчиков ТО-11. 1979. 97 * 87. Перм­ская государственная художественная галерея

Союз. Труд. Искусство. Каждое из этих слов наполнено глубо­ким, высоким смыслом. Словно идеально подогнанные друг к дру­гу гранитные блоки, сложились эти слова вместе: «Союз труда и искусства». И зазвучали как лозунг, как девиз - вдохновенно и звонко!

Сумерки. 1983. 75 * 75, Министерство культуры РСФСР. Москва
Сумерки. 1983. 75 * 75, Министерство культуры РСФСР. Москва

Хорошо, радостно работать, зная, что твой труд нужен, необ­ходим людям. Большое счастье ощущать сопричастность общему делу. Прекрасен почин ленинградцев, наглядно показавший, что особый вклад в благородное, насущное дело могут и должны вне­сти молодые художники.

Людмила Сергеевна Красуленко, техник строительной лаборатории ТО-11. 1983. 100 * 55. Магаданский областной краеведческий музей
Людмила Сергеевна Красуленко, техник строительной лаборатории ТО-11. 1983. 100 * 55. Магаданский областной краеведческий музей

ЦК ВЛКСМ, Союзы художников СССР и РСФСР никогда не от­казывают молодым в творческих командировках и, выделяя на это немалые средства, вправе рассчитывать на ощутимую отдачу. И молодежь оправдывает надежды, но как было бы хорошо, если бы помимо своей творческой работы, они во время дальних по­ездок выполняли определенные конкретные задачи. На БАМе и на других сибирских стройках дело им найдется. Они могут ока­зать помощь в оформлении новых городов, поселков, клубов, об­щественных зданий, выступать с лекциями, поддержать добрым советом самодеятельных художников. Вероятно, желающих серь­езно поработать следует посылать на длительные сроки или зачи­слять на местах на временную работу.

Владимир Кузьмин, художник. 1983. 74 * 84. Министерство культуры РСФСР. Москва
Владимир Кузьмин, художник. 1983. 74 * 84. Министерство культуры РСФСР. Москва

В молодежных организациях Союза художников РСФСР насчи­тывается около трех тысяч человек, большая часть которых входит в объединения Московской и Ленинградской организаций. В этом явно неравномерном распределении одна из главных причин разительного несоответствия состояния и развития культуры и ис­кусства тому небывалому экономическому и социальному подъе­му, который сегодня переживают многие регионы республики, в том числе и Сибирь.

Впереди - Северомуйск.  1983. 84 * 106. Союз художников РСФСР. Москва
Впереди - Северомуйск. 1983. 84 * 106. Союз художников РСФСР. Москва

Как часто талантливая молодежь, приехавшая учиться в Москву и Ленинград, по окончании вузов не возвращается в родные мес­та. Трудности с жильем и мастерскими, сложности в материальном обеспечении, отсутствие музеев, выставочных помещений, производственных баз, наконец, творческой среды, столь необходимой для плодотворного развития таланта,- причины серьезные, веские. Понять их можно. Но кому же, как не им, нести культуру в род­ные места, кому же, как не им, создавать творческую среду там, где их сверстники самоотверженным трудом преображают необъят­ные просторы России. Там, где люди возводят новые прекрасные города, строят индустриальные гиганты, прокладывают небывалые магистрали, растят хлеб, тоже нужно искусство, там особая нуж­да в талантливых людях, Не секрет, что в крупнейших молодеж­ных объединениях немало художников, чья творческая пассив­ность, неспособность найти себя, обрести свой голос объясняются оторванностью от жизни, от кровных и духовных связей с родной средой. И часто для них пора цветения становится порой раннего увядания. Есть над чем подумать и молодым художникам, и тем, кто на местах обязан нести ответственность за равнодушное отно­шение к дипломированным специалистам, приехавшим по распре­делению или по собственной инициативе. Много они могли бы сде­лать, молодые. Многому их научили и многое им под силу. Но не на них одних надежда.

Утренние заботы. 1983. 74 * 84. Министерство культуры РСФСР. Москва
Утренние заботы. 1983. 74 * 84. Министерство культуры РСФСР. Москва

Сегодня, сейчас каждый из нас должен подумать, как делом ответить на призыв сибиряков. Что каждый лично может сделать для решения общей задачи? Какую лепту может внести в общую работу? Подумать, решить и приступить к делу. Не откладывая. Время не ждет.

Иван Заруцкий, комплексный бригадир ТО-11. 1983. 85 * 91. Министерство культуры РСФСР. Москва
Иван Заруцкий, комплексный бригадир ТО-11. 1983. 85 * 91. Министерство культуры РСФСР. Москва