Искусство

История искусства

Сопричастность

оглавление

Магистраль жизни - творческая магистраль

Имя Андрея Алексеевича Яковлева, заслуженного художника РСФСР, лау­реата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, хорошо знакомо не только ленинградцам. Произведения живописца неизменно значатся в ка­талогах городских, республиканских, всесоюзных, международных выставок. Его картины обрели заслуженное место в крупнейших музеях страны. Яков­лев - автор замечательной «северной сюиты», картин о минувшей войне, недавно завершенного цикла «Ленинградские километры БАМа». Он извес­тен не только как художник. Им написаны интересные, самобытные книги «В семи сантиметрах от полюса», «Какомей», а также очерки, статьи, в том числе целый ряд публикаций, посвященных БАМу.

«Сопричастность» - так называется новая книга Яковлева, так же, как и за­главная картина из серии бамовских полотен. В ней видны пытливость и не­равнодушие автора, предстающего не в качестве пунктуального хроникера (при всем обилии точных, важных и выразительных деталей), а подлинного летописца, чей творческий путь пролегал не рядом, а вместе с магистралью и ее людьми, магистралью, ставшей школой для ее создателей и для худож­ника тоже. Он наверняка мог бы присоединиться к словам Олега Головко, бамовца, члена Союза писателей:

	Благодарствую, БАМ, 
	За стихов моих
	каждую строчку.

Но у живописца есть и свои слова, подкрепленные его картинами и порт­ретами: «Я знаю, пока не пройдут все свои километры до конца, не постро­ят все мосты, не пробьют тоннели и не положат рельсы, пока не увидят первый поезд,- они не успокоятся. Я знаю: пока не напишу картины о них, не выскажу красками всего, что видел и чем был потрясен,- не будет и мне покоя».

Читатель, знакомый с книгами Яковлева, со статьями его в газетах, журна­лах, сборниках, не может не проникнуться атмосферой уважительного обще­ния автора со своими героями, ставшими близкими для него, как и он для них. Яковлев живо передает характеры сильных и душевно щедрых людей, которые пришли в суровый край творить рукотворное чудо среди топей, тай­ги, скал. Чудо инженерное, рабочее, духовное. И живопись постигает нравст­венные истоки личностей земных и реальных «чудотворцев». В его книге - романтика действия, а не героической позы, осознанного патриотического дей­ствия в исключительно сложных условиях. Как и в живописи художника, здесь воочию ощутим масштаб героев - в трудовых их делах и в доброте щедрых сердцем, сильных людей. Здесь тоже есть пейзаж - суровый и величествен­ный, словно предуготованный к тому, чтобы испытать человека на прочность, есть описание быта людей, живущих в трудных, необычных условиях. Но глав­ное- они сами, люди.

Есть немало общего в художественных особенностях «изображения и сло­ва» у Андрея Яковлева. Точный композиционный строй, в котором ясно ощу­тимо самое главное,- эмоциональная насыщенность образа, естественно рож­дающая ощущение приобщенности к происходящему, меткость, порою афо­ристичность эпитета, никогда не самоцельного, а возникающего по существу. Так живо, образно, интересно может писать человек, хорошо знающий, о чем он пишет, и по-настоящему увлеченный этим. Только тогда его чувство пере­дается другим. Тогда сопричастность автора пробуждает сопричастность чита­теля. Этого Яковлев достигает вполне. Ясность и определенность позиции ху­дожника, его гражданственность - в искусстве, в литературе, в жизни - с особой убедительностью проявились в обширной серии произведений «Ленинград­ские километры БАМа», работа над которой продолжалась семь лет. Одно­временно постепенно складывалась и книга «Сопричастность».

В 1977 году Яковлев впервые приезжает на великую стройку. Пройдя всю западную часть трассы, он избирает местом своей постоянной работы посе­лок Северомуйск. Здесь начиналось самое трудное: строительство уникально­го пятнадцатикилометрового тоннеля. Здесь и для художника начиналось самое трудное - освоение новой для него темы, не обратиться к которой он не мог. По складу своего характера, беспокойного, ищущего, по верному ощу­щению трудного и большого дела, по тому, о чем емко и точно сказал: «Меч­тая о новой поездке, я думал не столько о сибирских красотах, сколько о людях, которые творят там удивительные дела».

Обращение к важной, общественно значимой проблематике, созидательно­му труду народа, размаху его дел и замыслов, пристальное внимание к ра­бочему человеку традиционны для советского искусства. Более полувека на­зад М. Горький говорил о необходимости развернуть перед рабочими «широ­кую и яркую картину его разнообразной работы, дабы [...] углубить в нем понимание государственного значения его труда». Эту плодотворную тради­цию создавали и утверждали А. А. Дейнека и Ю. И. Пименов, С. В. Герасимов и А. А. Пластов, А. Н. Самохвалов и Г. Г. Нисский...

В русле этой традиции, верное ее этическим и эстетическим принципам, плодотворно работает нынешнее поколение художников. Огромное значение приобретает сегодня союз труда и искусства, и это прекрасно осознают ра­бочий и художник, ибо их деятельность органически сочетает труд и творче­ство.

«Союз. Труд. Искусство. Каждое из этих слов наполнено глубоким смыс­лом. Словно идеально подогнанные друг к другу гранитные блоки, сложились эти слова в короткой, как девиз, как пароль, как лозунг, фразе. Закономерность, обоюдную пользу этого, крепнущего с каждым годом, союза, ценность и не­обходимость этой дружбы я с особой остротой ощутил во время своей работы на БАМе». Эти слова художника подтверждает картина «Сопричастность», на­писанная им в 1977 году, вскоре после первой поездки на БАМ. Показанная на республиканской и Всесоюзных выставках, посвященных 60-летию Великого Октября, картина Яковлева сразу становится популярной. Она вызывает жи­вой интерес зрителей, о ней пишут, ее часто репродуцируют. За нее автор был удостоен диплома Совета Министров РСФСР, стал лауреатом четвертого Ленинградского заводского смотра-конкурса «Искусство - рабочему классу». Своим пластическим строем она ясно доносит мысль, заключенную в самом названии. О взаимной сопричастности труда и искусства главным делам и заботам общества, о готовности каждого внести свой вклад в общий всенарод­ный труд на благо Родины - об этом картина.

Художник и модель - тема традиционная в искусстве. Но особой конкрет­ностью ситуации, что является одной из характерных черт всей бамовской се­рии, образными характеристиками героев (художник изобразил себя и шофе­ра Юрия Шарипова) явственно утверждается идея страстной преданности об­щему большому делу. Произведение перерастает тематические рамки серии «Ленинградские километры БАМа». Ибо сопричастность - это авторское кредо, это творческая и гражданская позиция художника, которой он верен всегда, в ней суть отношения Яковлева к действительности. К далеким, но ставшим ра­зительно близкими образам Севера, к остающимся в нашей памяти событи­ям Великой Отечественной войны, к трудам и дням сегодняшним. В картине есть то доверительное уважение к работе друг друга, та покоряющая досто­верность обстановки и деталей, та содержательная ясность колорита и свое­образная торжественность композиции, которые делают это произведение цельным, значительным, искренним. Здесь «все пополам»-не только простран­ство холста, но и состояние людей: порыв и сдержанность, энергия пости­жения и сосредоточенность мысли. И одновременно - это целостный образ.

В картине «Сопричастность» изображен конкретный герой, реально суще­ствующий человек. Но она, в сущности, обо всех друзьях автора, работающих на БАМе. Яковлев живет их делами, а строителям близки творческие за­боты художника. Бывая в Ленинграде, они обязательно приходят в мастер­скую живописца, с БАМа пишут письма, интересуются его работой, подробно рассказывают о своей. «И здесь, в горах, так далеко от дома и близких, не­взирая на трудности, мы остаемся верными своему долгу. Здорово, что о нас, благодаря тебе, будут знать в родном городе». Строки из письма смен­ного мастера комсомольско-молодежного звена проходчиков Леонида Бойцева свидетельствуют о сознании незряшности своего дела, о прочном фунда­менте их дружбы, несомненно являющейся обоюдным действенным стимулом.

Написанные Яковлевым портреты бамовцев монументальны масштабом ха­рактеров, активной энергией формы, своеобразным ее «укрупнением». На­турные, они перерастают значение этюдов, ибо образ в них точен и завер­шен. Яркие самобытные личности предстают в изображении лесорубов, плот­ников, проходчиков, шоферов, маркшейдеров, монтеров пути...

Стремление Яковлева к образам типическим идет от вполне конкретных характеров с выраженными индивидуальными чертами. Всякий раз испытыва­ешь ощущение встречи именно с личностью. Такой подход к задачам порт­рета присущ художнику (достаточно вспомнить целый ряд его «северных» портретов), и особенно проявился он в портретах бамовцев.

Осознание значительного в повседневном, исторического в сегодняшнем накладывает особый отпечаток на работы бамовского цикла, причем основой этого служит реальная действительность и конкретные люди.

Несомненной творческой удачей, обобщившей поиски и находки портрет­ных работ Яковлева, стал триптих «Строители БАМа». В образах молодых рабочих с большой убедительностью воплотились лучшие черть: советского характера - целеустремленность, ум, воля, убежденность, чувство собствен­ного достоинства. Выразительную силу триптиху сообщают точно выявленные характеры, олицетворяющие активную, разумную, преобразующую энергию человека. Весь триптих проникнут мощным внутренним движением, отчего возрастает ощущение значительности каждого героя и одновременно того дела, которому он себя посвятил. В полотнах Яковлева пластически убедитель­но воплощены новые черты современного рабочего и его отношения к труду.

По своему звучанию этой работе близка одна из последних картин Яков­лева - «Седьмая весна БАМа (Бригадир проходчиков Юрий Ширинский)». Известное выражение «дорога зовет» обретает здесь реальный смысл. Мы встречаемся с образом значительным, романтичность которого рождена ре­альностью человеческих свершений и искренней увлеченностью художника своим героем. Из таких работ художника складывается облик целого поко­ления. Труд живописца был высоко оценен строителями. Об этом свидетель­ствует, в частности, примечательный документ - удостоверение № 1, выдан­ный художнику в апреле 1979 года. В нем говорится, что «тов. Яковлев А. А. в течение трех лет на ленинградском участке БАМа создал галерею передо­виков производства, проходчиков Северомуйского тоннеля, создавал правди­вые картины, посвященные труду горняков. Учитывая это, руководство, пар­тийное бюро, постройком приняли решение зачислить художника Яковлева Андрея Алексеевича Почетным проходчиком тоннельного отряда № 11 име­ни 60-летия Великого Октября». Немаловажным представляется то, что строи­тели подчеркивают именно правдивость созданного художником. В апреле 1984 года «за значительный трудовой вклад в строительство уникального пят­надцатикилометрового Северомуйского тоннеля БАМа» Яковлеву было при­своено звание «Почетный участник строительства Северомуйского тоннеля», а в честь 10-летия ТО-11 звание «Ветеран тоннельного отряда № 11 имени 60-летия Великого Октября».

Цикл «Ленинградские километры БАМа» объединяет разные по жанрам работы. Трудовая история ТО-11, положенная в его основу,- не протоколь­ное бытописательство. Широкое обобщение неотделимо от документальной правды. Произведение искусства сочиняется, а не придумывается. Только увиденное и пережитое может воплотиться в убедительный пластический об­раз. Такоз, к примеру, натюрморт «Письмо из Ленинграда». Его не придумаешь, не «поставишь» - такое надо увидеть. Увидеть и не пройти мимо. Пред­меты здесь - своего рода действующие лица, передающие строгий, муже­ственный быт стройки. В лаконичной четкости композиции есть свой лиризм, выраженный не только в сюжете, но и в ясной, словно просветленной живо­писи. Увиденные в жизни, эти предметы важны для художника как челове­ческие документы. Такая достоверность присуща, конечно, не только «частностям», но и целому в работах Яковлева - факту, ситуации, событию. Есть она и в картине «Монтаж главного проходческого щита Сезеромуйского тон­неля БАМа», удостоенной первой премии Союза художников РСФСР и ЦК ВЛКСМ. Как и во многих других своих картинах, художник композиционно со­поставляет здесь мощь и величие природы с величием человека и его дел. Панорама заснеженных, торжественно-молчаливых гор открывается сквозь ги­гантское сооружение, внутри которого господствует четкий, слаженный и на­пряженный рабочий ритм. Монтажников немного, но ощутима энергия их тру­да, его впечатляющий масштаб. Вслед за теми, кто смонтировал трехсоттонную махину, пойдут проходчики. . . Так по работам Яковлева можно проследить вехи нелегкого и героического пути стройки.

Достоверен и образно многозначен написанный еще в пору первой по­ездки художника натурный этюд «Трасса у Белых озер», послуживший основой картины «682-й километр будущей магистрали». Это своеобразный портрет местности, где железнодорожная насыпь оборвалась маленькой вешкой с красным флажком. Образу, созданному художником, созвучны строки Н. Са-ЕОСТИНЗ:

	И вспыхнет в просвете, 
	Меж сопок скользя, 
	Из этих отметин 
	В два рельса стезя...

Прошло время. И вот уже, круто разворачиваясь из-под своеобразной арки с надписью: «Разъезд Окусикан», устремляется вдаль стальная колея. Такой увидел ее Яковлев в 1983 году и запечатлел в одноименном полотне, по мо­тиву и живописному строю особо лаконичном и одновременно многозначном по сути.

В том же 1983 году появился холст «Впереди-Северомуйск». У подножья лесистых сопок, за которыми еще и еще надвигаются горы, прочеркивая бе­лизну снега, легли рельсы. Идет укладка пути. Здесь же у этюдника рабо­тает художник, имеющий высокое право сказать: «Так было, я это видел, это знаю».

Начиная с 1977 года на многих художественных выставках Яковлев экспони­ровал свои картины о БАМе. В 1984 году он собрал их вместе на персональ­ной выставке, открывшейся сначала в Ленинграде и показанной затем в Моск­ве, Ташкенте, г. Горьком, Севастополе и других городах.

13 января 1986 года Указом Верховного Совета РСФСР Андрей Алексеевич Яковлев был награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской ма­гистрали».

Художники из разных городов страны создают коллективную летопись строительства магистрали. Вместе с ними создавал свой живописный цикл Андрей Яковлев, в котором, как и в этой книге, масштабно и убедительно во­плотил облик людей и событий. «Мы должны стерегся писать так, чтобы в наших работах люди читали, видели, ощущали время, его проблемы, надеж­ды, его правду». Эта мысль Яковлева утверждается в его творчестве, продол­жающем высокие традиции отечественного искусства.

	Анатолий Дмитренко
	заслуженный работник
	культуры РСФСР