Искусство

История искусства

Акрополь в Афинах

оглавление

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В переводе "гекатомпедон" означает стофутовый: длина боковой стороны храма была сто греческих футов.

2 В искусстве V в. до н. э. принцип изменится. В архаический же период в общей планировке Акрополя, в трактовке отдельных храмов, во многих памятниках скульптуры господствует симметрия и последовательное чередование масс, как, в частности, в ансамбле храмов Селинунта или в расположении сокровищниц знаменитой Олимпии.

3 См.: М. М. Кобылина, Аттическая скульптура, М., 1953, стр. 33.

4 А. Павловский в книге Скульптура в Аттике до греко-персидских войн" (СПб., 1896, стр. 40) сообщает, что Аполлодор и Алкей писали о гидре девятиголовой, как и показано на фронтоне, и лишь затем народная фантазия сделала ее более страшной: Симонид называл ее уже пятидесятиголовой, а Еврипид писал даже о несчетных головах чудища.

5 См.: В. К. Мальберг, Древнегреческие фронтонные композиции, Юрьев, 1904, рис. 16, 17. Он считает, что обе группы относятся к одному храму, но к разным фронтонам.

6 А. А. Павловский, Указ, соч., стр: 49.

7 Борьбу Геракла с Тритоном часто изображали и вазописцы. На чернофигурной вазе собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина можно видеть этот сюжет.

8 Хорошо сохранились постаменты с подписями ваятелей кор — скульптора Антенора и мастера Евтидика.

9 Геродот, История, VIII, 52—53, пер. Ф. Г. Мищенко, М., 1888. Писистратиды, сыновья тирана Писистрата, были на стороне персов. Они были изгнаны из Афин до греко-персидских войн и вернулись в Афины вместе с персидскими полчищами.

10 Фукидид, История, 90, 3, пер. Ф. Г. Мищенко в переработке С. Жебелева, т. I—II, М., 1915.

11 Художественные формы в греческом искусстве строгого стиля первой половины V в. до н. э. отличались жесткостью и некоторой графичностью. Эти особенности выступают в пропорциях храма Посейдона в Пестуме, в скульптурных произведениях, в рисунках на вазах этого времени.

12 Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XIII, пер. С. И. Соболевского, М., 1961.

13 См.: О. Шуази, История архитектуры, том I, М., 1935, стр. 303.

14 Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XIII.

15 См.: Павсаний, Описание Эллады, М., 1938—1940, I, 17. 2.

16 Возможно, сцена, показанная греческим вазописцем Евфронием на дне киянка — круглой чаши для вина, связана с этой монументальной росписью.

17 Павсаний, Описание Эллады, X, 10,1. Хотя Павсаний пишет, что статуи поставлены на одну десятую добычи от марафонской победы, некоторые исследователи (Павлуцкий) справедливо сомневаются в этом, отмечая, что добыча при Марафоне была ничтожной, так как у персов не было лагеря на равнине, а на убитых ценных предметов быть не могло. Учитывая, что Геродот также ничего не говорит о добыче при Марафоне, Павлуцкий считает, что постановка этой группы именно при Кимоне связана с патриотическими воспоминаниями о Марафонской битве, в которой прославился отец Кимона Мильтиад.

18 См.: "Плиний об искусстве", XXIV, 53, пер. Б. В. Варнеке, Одесса, 1900.

19 В музеях Европы имеется несколько копий со статуй амазонок. Более или менее единодушно ученые признают амазонку из Берлина произведением Поликлета. Изваяние из Капитолийского музея чаще относят Кресилаю. Фидию приписывают статуи амазонки из виллы Адриана в Тиволи и из Ватикана.

20 Павсаний, Описание Эллады, IX, 4, 1.

21 Павсаний, Описание Эллады, I, 28, 2

22 От этой статуи сохранились римские копии — статуя в Дрездене и голова в Болонье,

23 Лукиан, Изображения, 6. Собр. соч., т. I, "Academia", 1935,

24 Павсаний, Описание Эллады, I, 24, 8.

25 "Плиний об искусстве", XXXVI, 18.

26 Павсаний, Описание Эллады, I, 24, 5—7.

27 Существует мнение, что золотой запас афинской казны был включен в золотые части статуи, которые, если город нуждался в золоте, могли быть сняты, чтобы потом снова быть восстановленными. Этим золотом соблазнялись похитители. Так, в IV в. до н. э. некто Филург похитил голову Медузы. Демосфен сообщает о другой краже. В III в. до н. э, тиран Лихарес также снял часть золотых украшений со статуи Афины.

28 В Венском музее имеется прекрасная греческая гемма резчика Аспазия с воспроизведением головы Афины. В кургане близ Керчи в 1831 г. были найдены золотые медальоны IV в. до н. э. с изображением головы Афины Парфенос.

29 Статуэтка Афины римского времени, найденная Ленорманом в Афинах близ Пникса, интересна тем, что на щите и постаменте видны рельефы, о которых сообщают Плиний и Павсаний. Статуэтка Афины, найденная на площади Варвакион, была создана во II в. н. э. и, пожалуй, более близка статуе Афины. Известны и другие мраморные римские копии Афины Парфенос: статуя Афины из виллы Людовизи в Риме с подписью афинского скульптора Антиоха или Метиоха, мраморная статуэтка из Мадрида со сфинксом на шлеме и др.

30 Они сохранились в нескольких копиях: на щите статуэтки Ленормана, на фрагменте щита из Бристольского музея (щит Странгфорда), на фрагменте щита в Ватикане, на обломке щита Капитолийского торса Афины.

31 Известный греческий вазогшсец Полигнот и другие художники также пробовали в это время показывать холмистую местность. На кратере из Орвието воины-аргонавты, собирающиеся в поход, изображены стоящими на холмах. Некоторые представлены поставившими ногу на возвышение почвы, иные изображены наполовину закрытыми холмами.

32 Павсаний, Описание Эллады, V, 11, 1 — 11.

33 Монета из Элиды в Парижском кабинете медалей Национальной библиотеки.

34 Фидий создал образ Афродиты Урании, т. е. небесной, а не земной, чувственной, какой ее показал позднее скульптор Пракситель.

35 Павсаний, Описание Эллады, VI, 26, 3.

36 Плутарх, Перикл, XXXI.

37 Литература на русском языке о скульптурах Парфенона: В. К. Мальмберг, Метопы древнегреческих храмов, Дерпт, 1892; В. К. Мальмберг, Древнегреческие фронтонные композиции, Юрьев, 1904; Шварц, О композиции скульптурных украшений Парфенона, М., 1892; И. Романов. Об отношении Фидия к скульптурам Парфенона. "Журнал Министерства народного просвещения", 1900.

38 Много обломков метоп хранится в Афинском Национальном музее, в Акронольском музее, в Лувре, в Британском музее.

39 Сцены амазономахии, кентавромахии и гигантомахии встречаются и в других памятниках Афин. Так, художник Полигнот изобразил амазономахию (Павсаний, I, 15, 2), живописец Микон также обращался к этому сюжету. Много было таких сцен и в вазописи.

40 На вазах часто изображались такие юноши, даже сообщались их имена: Леагр (чаще других), Главк, Мемнон, Гиппарх, Мегакл и другие. На многих из них круглые шляпы, короткие плащи и кожаные башмаки с отворотами.

41 Пейфо — богиня, олицетворяющая искусство убеждения, спутница Афродиты и Гермеса. Иногда Пейфо — прозвище Афродиты. Ее культ был распространен в Афинах.

42 Исследователям, раздумывающим над тем, в каком положении мог находиться тот или иной обломок скульптуры, помогают эти следы дождевых струй, которые стекали, естественно, строго отвесно.

43 Впрочем, некоторые ученые сомневаются в принадлежности этих рисунков Каррею и приписывают их неизвестному фламандскому художнику.

44 Для реконструкции западного фронтона, кроме зарисовок Каррея, важны рисунки на вазе из Керчи, изображающие сцену спора Афины и Посейдона с западного фронтона Парфенона (собрание Эрмитажа). В центре фронтона, как думают ученые, помещалось изображение оливы, для которой предназначалось имеющееся там углубление. Некоторые предполагают также, что и вода могла быть изображена скульптурно; Мальмберг считал, что воду символизировал собой дельфин.

45 На западном, фронтоне много божеств, связанных с водой. Это бог моря Посейдон и его супруга Амфитрита, Кефис и Илис — реки, дочери Кекропа — богини росы, Ирида — радуга. Левкофея и Полемон также становятся морскими божествами.

46 В мифе рассказывается, что Афина дала дочерям Кекропа в закрытом ящике Эрихфония, змеевидного сына земли, и не разрешила открывать. Герса и Аглавра открыли ящик, но, испугавшись, бросились с Акрополя и погибли.

47 Не совсем точно определено, с какого фронтона этот торс, так как место его находки не было зафиксировано. Этот образ одни называют Иридой, другие — Никой, богиней победы, основываясь на том, что в спине статуи есть отверстия, как думали, для прикрепления крыльев. Действительно, по трактовке стремительного, порывистого движения она близка изображениям Ники в греческой пластике. Однако позднее отметили, что вряд ли можно считать ее Никой, так как эту богиню греки никогда не показывали в коротком хитоне, но всегда в длинных одеждах. Ирида же изображалась как раз в коротком хитоне и с крыльями.

48 Источниками для изучения восточного фронтона служат высказывания древних авторов, в частности Павсания, рисунки Каррея, мраморные рельефы колодца римского времени, хранящиеся в Мадриде (так называемый мадридский путеал), рисунки на вазах и, конечно, сами скульптуры, хотя и фрагментированные, но очень выразительные.

49 В. К. Мальмберг, в отличие от других, считает ее Ивой.

50 Остатки изображения звериной шкуры дают основание думать, что изображен действительно легендарный охотник Кефал, возлюбленный богини зари Эос.

51 Голова изваяния Гелиоса была отбита и потеряна. Сравнительно недавно ее (очень сильно поврежденную) обнаружили в музее Акрополя.

52 До сих пор не определили точно, кого изображают эти статуи, и потому называют их по-разному. Одни ученые считают, что это Гестия, Деметра и Кора. Иные видят в них Афродиту, Талло и Пандросу. Встречаются имена Афродиты, Пейфо, но чаще всего их называют Мойрами — богинями судьбы. На рельефе мадридского путеала (ограждение водоема) похожая женщина держит в руке веретено, а Мойры, по мифу, пряли нить человеческой жизни, и скульпторы изображали их обычно за работой.

53 Вопрос об авторе скульптур фронтонов Парфенона окончательно не решен. Не исключена возможность, что модели для статуй, так же как и рисунки для фриза, делал Фидий, но высекали фигуры из мрамора, очевидно, другие мастера — Алка-мен и Агоракрит, как предполагает Мальмберг. По трактовке одежд и складок на них в фигурах фронтонов видят руки двух различных мастеров. К одной группе относят Мойр с восточного фронтона; к другой группе причисляют Гор и Ириду с восточного фронтона (ее иногда называют Ивой). Для творчества мастера первой группы характерна любовь к объемным формам, к выразительной передаче движений в складках одежд. Мастер второй группы более сдержан, лаконичен.

54 Достойно внимания, что верхняя ступень Пропилеи в отличие от других, беломраморных, была из темного камня. Человек, выходящий из Акрополя, как бы предупреждался черной ступенью о том, что начинается спуск и нужно быть осторожным.

55 Это сказывается в некотором утяжелении пропорций ордера. Колонны храма Ники Бескрылой цельные, а не составлены из отдельных барабанов.

56 Позднее, в эллинистическую эпоху, над рельефным фризом цоколя алтаря Зевса в Пергаме также вырастет ионическая колоннада. Истоки подобного сопоставления архитектурных элементов — внизу рельефы, а над ними колоннада — можно видеть уже здесь.

57 В древности эти рельефы обозревались с позиции несколько иной, чем та, с которой сейчас на них смотрят в залах музеев. Очевидно, они были предназначены для созерцания снизу, а в античной скульптуре выбор точки зрения, как уже отмечалось, играет очень большую роль.

58 В конце I в. до н. э. во время пожара интерьер Эрехфейона был уничтожен. В византийский период в Эрехфейоне помещалась церковь. В XII в. при крестоносцах храм служил дворцом, а при турках — гаремом местного правителя. В начале XIX в. он был разрушен, но в 40-х годах XIX в. его восстановили. Однако многое в его внутренней планировке остается до сих пор неясным, неизвестно также имя зодчего Эрехфейона.

59 См.: О. Шуази, История архитектуры, т. I, стр. 313—314

60 При постройке Эрехфейона использовались мраморы различных сортов и цветов — белый, серый, розовый, фиолетовый. От монохромного в своих основных частях Парфенона Эрехфейон отличался полихромностью мрамора. Широко применялась позолота, но раскраска была, очевидно, сдержанной.

61 Это своеобразное решение стен позднее будет встречаться и в некоторых эллинистических постройках Малой Азии.