Искусство

История искусства

Искусство тропической Африки

Глава III. Традиционное искусство

Социально-политическая организация в Тропической Африке, будь то государства с централизованной властью или сельские общины, руководимые вождями, всегда была основана на системе родства и санкционирована культом предков.

У пастухов-кочевников элементарной группой является семья, входящая в экзогамный клан, возглавляемый старейшиной, который выполняет религиозные и общественные функции. Должность старейшины наследует его старший сын. У оседлых земледельцев и скотоводов члены данного клана живут в нескольких поселках. Население отдельного поселка может составлять большая семья, которой руководит старейшина, подчиняющийся верховному вождю племени. Вождь племени является представителем старейшего клана-родоначальника. В некоторых случаях связующим элементом между отдельными кланами служит мифический персонаж - культурный герой, в честь которого регулярно устраиваются празднества, объединяющие все племя.

Важную роль в общественной жизни играют тайные общества, руководители которых взаимодействуют с вождями кланов и племени. Некоторые земледельческие группы Западной Африки, несмотря на их очевидное этническое, культурное и лингвистическое единство, существуют отдельными изолированными общинами. Преобладание автономных и автаркичных общин, определявшее социальную структуру и различные аспекты культурной жизни в Тропической Африке, отразилось в бесконечном разнообразии стилей традиционной скульптуры.

До настоящего времени не существует общепринятой классификации традиционной скульптуры. Предпринимавшиеся неоднократно попытки систематизировать этот огромный материал (в Тропической Африке зафиксировано около тысячи стилей) не дали желаемого результата. Стилистическое разнообразие африканской скульптуры расстраивает все попытки ее классификации по формальным признакам на основе двоичности (формы округлые - рубленые; выпуклые - вогнутые; натуралистические - абстрактные; классические - доклассические).

Как можно видеть уже из этого списка, отправным моментом и элементарной задачей формального анализа традиционной скульптуры считается определение степени условности и выявление специфических особенностей художественных форм. Определение степени условности предполагает сравнение художественных форм с естественными, а выявление специфических особенностей тех или иных стилей - сопоставление их друг с другом. Поскольку такой анализ базируется на представлении о том, что всякий художественный образ является модификацией естественных форм, задачу формального анализа можно представить как определение количества и качества деформации.

В традиционном искусстве, с его однородной техникой и единообразными материалами, художественные формы, представляющие ту или иную степень условности, тот или иной местный стиль, складываются под воздействием трех основных факторов - социального, этнического и индивидуального, -причем определяющую роль в традиционном искусстве, выражающем коллективные представления, играют факторы социальный и этнический, индивидуальность же художника, как правило, проявляется столь незначительно, что при рассмотрении этого искусства в масштабах больших регионов в подавляющем большинстве случаев она может не приниматься во внимание. Таким образом, классификация традиционной скульптуры не может быть конструктивной, если она не учитывает социальный и этнический аспекты как самостоятельно действующие факторы художественной эволюции.

Несмотря на большое число местных художественных школ, почти все они могут быть "укрупнены", сгруппированы по признаку некоторой стилистической общности, как правило, коренящейся в общности этнической, что прослеживается в сфере материальной культуры, лингвистики, религии, мифологии, фольклора. Соединяя по тому же признаку художественной, этнической общности такие укрупненные группы, мы приходим в конечном счете к трем большим ансамблям. При этом обнаруживается, что такое деление соответствует в самых общих контурах трем более или менее определенным природно-климатическим зонам.

Первая группа включает народы Западного Судана, вторая - Гвинейское побережье, третья - Конго. В северных и южных областях, прилегающих к конголезской зоне, существует около полутора десятков художественных центров, большинство которых можно рассматривать как периферийные группы конголезского ансамбля. Кроме того, более или менее особняком стоят несколько художественных школ Восточной Африки.

Строго говоря, между названными зонами не всегда можно провести четкую границу, а определение каких-либо присущих им конкретных стилистических признаков сопровождалось бы большим числом оговорок. Внутри каждой зоны, среди многих десятков различных художественных школ, существует несколько основных стилистических центров, к которым в той или иной мере тяготеют все остальные. В соответствии с числом таких центров каждая зона делится на несколько родственных стилистических групп. Наибольшее число таких относительно обособленных групп дает самая пестрая в этническом отношении гвинейская зона. Более однородна конголезская - основные художественные центры этого обширного района, несмотря на их ярко выраженную самобытность, имеют определенную точку схождения. Менее сложен в художественном отношении район Западного Судана.