Искусство

История искусства

Искусство тропической Африки

Глава III. Классообразования. Эволюция традиционного искусства

В конце 1 тысячелетия до н. э. в наскальном искусстве Сахары продолжает усиливаться тенденция к стилизации. В это время климатические условия в центральных районах пустыни были уже близки к современным. С первых веков нашей эры в Сахаре появляются верблюды. Десятки тысяч изображений, найденных повсюду, где существуют живопись или петроглифы, свидетельствуют о том, что с начала I тысячелетия нашей эры в Сахаре верблюд стал повсеместно важнейшим (если не единственным) средством передвижения.

Изучение памятников наскального искусства эпохи верблюда дает основание считать, что в I тысячелетии н. э. культура сахарских кочевников, предков современных бербербв, находилась примерно на том же стадиальном уровне, что и родоплеменная культура оседлых народов Тропической Африки (Общие признаки: социальная стратификация, выделение аристократического слоя, отстранение большинства свободных членов общества от управления, отчуждение части прибавочного продукта, наличие некоторых неустойчивых форм эксплуатации и др.).

В самом широком плане культура эпохи классообразования характеризуется переходным состоянием. Прежде всего, это культура предгосударственного и в то же время предписьменного периода. Последнее особенно важно для уяснения специфики художественного процесса, его ведущих тенденций. Эти тенденции в равной мере проявляются и в наскальном искусстве Сахары I-II тысячелетий н. э. и в традиционном искусстве Тропической Африки. Хронологические рамки наскального искусства "периода верблюда" охватывают около двух тысячелетий, материал же традиционной скульптуры ограничен несколькими последними столетиями. Однако в силу его неравномерности, наличия архаических пластов (наряду с более развитыми) этот материал дает достаточно ясное представление об основных параметрах художественного развития. Заметим сразу, что в сюжетном и стилистическом планах традиционная скульптура эволюционировала, по-видимому, очень медленно. Такой вывод можно сделать, основываясь на сравнении с аналогичными по уровню развития художественными культурами других регионов, в частности на примере чрезвычайно замедленной эволюции наскального искусства "периода верблюда".

Следует отметить, что оба комплекса удачно дополняют друг друга, не только в плане диахроническом, но также в видовом отношении. В одном случае мы имеем изобразительный материал, позволяющий детально исследовать этапы эволюции графических форм от образа к знаку, в другом - сложнейший комплекс объемных изображений, анализ которого дает представление о развитии пластической идеограммы.