Толковый словарь арт терминов

А : Б : В : Г : Д : Е : Ж : З : И : К : Л : М : Н : О : П : Р : С : Т : У : Ф : Х : Ц : Ч : Ш : Щ : Э : Ю : Я

Все статьи из текущего раздела

Лубок, лубочные картинки.

Лубок, лубочные картинки. Народные картинки - произведения графики, преимущественно печатной, выполненные безымянными художниками-самоучками. Существуют также стилизации народных картинок, авторы которых, профессиональные художники, сознательно подражают этому виду творчества. Лубочные картинки рассчитаны на распространение среди широких народных слоев, а потому отличаются доходчивостью образов, часто заимствованных из фольклора и воспроизводящих узнаваемые сцены и персонажи. Особенностью лубков являются простота и грубоватость, присущие как изобразительному языку с его обобщенным, несколько примитивным рисунком и яркой локальной раскраской, так и пояснительным текстам, часто развернутым, являющимся неотъемлемой частью лубка. Содержание картинок самое разнообразное - от официальных, посвященных религиозным праздникам, почитаемым святым, правящим монархам, победам русского оружия, до антиправительственных, представлявших верховную власть и духовенство в сатирическом духе (такие лубки печатались в подпольных типографиях и официально подлежали изъятию). Большой популярностью в народной среде пользовались лубки на темы былин, присказок, пословиц, а в XIX в. еще и литературных произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, других писателей. К концу XIX в. увеличивается количество лубков на темы песенного фольклора, в частности городского романса. Самые ранние из известных ныне лубков появились в Китае и выполнялись от руки. В VIII в. лубки начинают резать на деревянной доске в технике ксилографии и раскрашивать вручную. В Европе наиболее ранние лубки также выполнялись в технике гравюры на дереве, однако появились они значительно позже - в XV в. С XVII в. известны медные лубочные доски. В XIX в. лубок освоил печать с камня - литографию. В России народные лубочные картинки имели широкое хождение начиная с XVII в., но уже в первой четверти XIX в. лубочную форму и приемы берут на вооружение профессиональные художники. Впервые это было сделано А. Г. Венециановым, И. И. Теребеневым в офортах на темы Отечественной войны 1812 г. В свою очередь, мастера-самоучки начали подражать рисованию профессионалов, что и породило характерное для середины и второй половины XIX в. смешение стилей, оформившееся в полупрофессиональное, так называемое примитивное направление в лубочной картинке. В начале XX в. русский лубок, оказавшийся в поле зрения молодых художников-авангардистов М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и др., в разной степени повлиял на формирование их индивидуального стиля.