Толковый словарь арт терминов

А : Б : В : Г : Д : Е : Ж : З : И : К : Л : М : Н : О : П : Р : С : Т : У : Ф : Х : Ц : Ч : Ш : Щ : Э : Ю : Я

Все статьи из текущего раздела

Мозаика

Мозаика (Франц. mosaque, итал. mosaico, от лат. musivum - посвященное музам) - изображение, тематическое или орнаментальное, выполненное из фрагментов одного и того же или разных материалов - камня, смальты, керамической плитки и др. Широко применяется в монументальном, а также декоративно-прикладном искусстве, реже - для создания станковых произведений. Техника исполнения мозаичной композиции состоит в том, что кусочками материала, из которого набирается мозаика, заполняют заранее нанесенный на основу контурный рисунок. При этом все фрагменты тщательно подгоняются друг к другу, укрепляются на цементе или специальной мастике и затем шлифуются. Существует несколько видов мозаики, в зависимости от формы материала, используемого художником: наборная мозаика (выполняется из мелких кусочков-осколков), пластинчатая, или штучная, мозаика (используются более крупные фрагменты, вырезанные в соответствии с контурами рисунка), так называемая флорентийская мозаика (появилась в Италии в XVI в., состоит из довольно крупных плиток хорошо отшлифованного камня), римская мозаика (происходит из мастерских Рима XVI-XVII вв., набирается из очень мелких кубиков смальты). По способу набора мозаика бывает прямой (выполняется прямо на стене, куполе, своде и т. д. или отдельной пластине, которая затем монтируется на предназначенное ей место) и обратной (наклеивается лицевой стороной на картон или ткань с нанесенным на них рисунком композиции, затем такую мозаику заливают закрепляющим составом и устанавливают на место, а временную основу удаляют). Древнейшие из известных в настоящее время мозаик относятся к культуре Двуречья и датируются III тыс. до н. э. Широкое распространение получила мозаика в античном искусстве, где ею украшались столешницы, стены, а также полы в общественных зданиях и домах знати. Как правило, это многоцветные композиции, набранные из мелких кусочков камня. Следующий этап расцвета мозаики связан с культовым зодчеством Византии. Особенность византийских мозаик состоит в том, что, набранные из смальт и камней, часто полудрагоценных, они не шлифовались. Это создавало сильный эффект, рождавшийся в результате преломления света и отражения его от неровной, искрящейся поверхности. Эффект еще более усиливали золотые фоны мозаик. В исламских странах с XIII-XIV вв. получила распространение чисто орнаментальная, звонкая по цвету майоликовая мозаика, всецело подчиненная архитектурным формам сооружений. В Европе в XVII в. распространяется смальтовая мозаика со шлифованной поверхностью, имитирующая масляную живопись и утратившая специфику мозаики как самостоятельного вида искусства. Именно такую мозаику и возродил в XVIII в. М. В. Ломоносов; под его руководством и им самим в технике смальтовой мозаики были созданы станковые портреты и батальные композиции, в том числе знаменитое панно "Полтавская баталия". В 1864 г. при Петербургской АХ было открыто мозаичное отделение (в связи с необходимостью изготовить мозаики для Исаакиевского собора). На рубеже XIX и XX вв. интерес к технике мозаики вновь возрастает. Майоликовые мозаики выполняли М. А. Врубель, В. М. Васнецов, братья Фроловы и др. В XX в. мозаика заняла достойное место среди других видов монументально-декоративного искусства. Мозаичные панно украсили станции метро, интерьеры дворцов культуры, театров, правительственных зданий и резиденций. В технике смальтовой мозаики работали А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Н. И. Андронов, Б. А. Тальберг и др.