Искусство

История искусства

Толковый словарь арт терминов

А : Б : В : Г : Д : Е : Ж : З : И : К : Л : М : Н : О : П : Р : С : Т : У : Ф : Х : Ц : Ч : Ш : Щ : Э : Ю : Я

Все статьи из текущего раздела

Натюрморт

Натюрморт (Франц. nature morte - мертвая природа) - жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Изображение движущихся живых существ - насекомых, птиц, животных, иногда и человека - порой входит в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из бытовой среды. Художник уделяет повышенное внимание объему изображаемых предметов, их пространственному соотношению, стремится показать фактуру их поверхности, передать красоту цветовых сочетаний. Натюрморт может выполнять чисто декоративную задачу, а может и нести определенную смысловую нагрузку, возводя предметы в символы (например, рабочий стол ученого). Натюрморт бывает составной частью тематической картины, портрета, историко-бытового сюжета; при этом возрастает его смысловая роль: он конкретизирует ту или иную историческую эпоху, передает предметный мир, окружающий героев полотна. Как самостоятельный жанр натюрморт начал складываться в эпоху Возрождения, хотя мотивы его встречаются еще в античном и средневековом искусстве. Эпохой расцвета натюрморта в Европе стал XVII в. Многообразие его форм и типов ("цветы и фрукты", "дары моря", "лавки", "рынки", "завтраки", "десерты" и т. п.) в это время связано с развитием национальных школ живописи - итальянской, голландской, фламандской, французской и др. В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир, показать прекрасное в малом и обыденном.