Толковый словарь арт терминов

А : Б : В : Г : Д : Е : Ж : З : И : К : Л : М : Н : О : П : Р : С : Т : У : Ф : Х : Ц : Ч : Ш : Щ : Э : Ю : Я

Все статьи из текущего раздела

Пунктирная манера, пунктир

Пунктирная манера, пунктир (Лат. punctum - точка) - разновидность углубленной гравюры на металле. Появилась в Италии в начале XVI в., почти одновременно с офортом. Подготовка печатной формы (металлической доски) состоит в том, что хорошо отполированная поверхность покрывается углублениями в виде точек разной глубины, которые получают с помощью специальных инструментов - ПУНСОНОВ, представляющих собой острые стальные штифты (круглые, треугольные или квадратные в сечении). Комбинируя пунсоны, гравер получает на доске сложную точечную фактуру, которая при печати хорошо передает тональные градации оригинала (эта особенность пунктирной манеры позволяла успешно применять ее в качестве репродукционной техники для воспроизведения живописи). Помимо пунсонов для получения точечной фактуры поверхности использовались также другие инструменты - МАТУАРЫ (чеканы в форме булавы с острыми шипами) и ТОНИРОВКИ (усовершенствованные пунсоны с несколькими остриями). Наряду с этим начали применять травление пластины, предварительно покрытой твердым лаком и осторожно наколотой теми же инструментами. Часто оба приема соединяли. Именно так работал знаменитый мастер второй половины XVIII в. Ф. Бартолоцци, автор превосходных цветных гравюр на меди. У него учился выдающийся русский гравер Г. И. Скородумов. В целом же пунктирная манера не получила должного развития в России; пережив период наивысшего расцвета во второй половине XVIII в., она постепенно стала мало употребимой.