Толковый словарь арт терминов

А : Б : В : Г : Д : Е : Ж : З : И : К : Л : М : Н : О : П : Р : С : Т : У : Ф : Х : Ц : Ч : Ш : Щ : Э : Ю : Я

Все статьи из текущего раздела

Символизм

Символизм (Франц. symbolism, от греч. symbolon - знак, символ) - направление в европейской философии, литературе и художественной культуре рубежа XIX и XX вв. В основе концепции символистского мировоззрения лежит постулат о существовании за миром видимых вещей другой, настоящей реальности, которую наш мир, мир явлений, лишь смутно отражает. Точно так же все происходящие события - от грандиозных, определяющих судьбы народов и цивилизаций, до незначительных, случающихся в жизни отдельного человека, - символисты считали порождением цепи причин, скрытых от обыденного сознания. Они отрицали науку в качестве универсального инструмента познания основ бытия, невысоко ценили человеческий разум с его склонностью заблуждаться. Единственным, что позволяло приподнять покрывало иллюзорного мира, символисты считали момент прозрения, возникающий во время творческого акта. Отсюда - особая роль, отводимая творческой личности, которая, по мнению символистов, является посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью. В целом символизм в изобразительном искусстве - явление сложное и неоднородное. Он не выработал своего художественного языка и не может претендовать на то, чтобы называться стилем. Наиболее часто художники-символисты использовали в своей практике пластическую систему модерна и академизма (неоклассика), однако в отдельных случаях прибегали к гротеску, сознательному форсированию формы и цвета, предвосхищая тем самым будущие авангардистские направления искусства XX в. Родина символизма - Франция. Здесь в конце 1860-х - 70-х гг. произошло его оформление (правда, сначала" в литературе), определился круг его "вечных тем": смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Излюбленными сюжетами символистов стали сцены евангельской истории, а также полуисторические-полумифические события европейского средневековья. Античная мифология также обретала новое прочтение в произведениях символистов. В качестве направления символизм заявил о себе во многих странах Западной Европы - в Бельгии, Франции, Германии, Австрии, Норвегии. В России символизм наиболее последовательно выражен в творчестве М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова, раннего К. С. Петрова-Водкина, однако и другие известные мастера рубежа XIX и XX вв. в той или иной степени отдали дань символизму (К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и др.).