Толковый словарь арт терминов

А : Б : В : Г : Д : Е : Ж : З : И : К : Л : М : Н : О : П : Р : С : Т : У : Ф : Х : Ц : Ч : Ш : Щ : Э : Ю : Я

Все статьи из текущего раздела

Супрематизм

Супрематизм (Лат. supremus - наивысший, последний) - одно из основных течений абстрактного искусства, ставящее целью выразить высшую реальность (структуру мироздания) в наипростейших формах, которые, по мнению приверженцев супрематизма, лежат в основе всех других форм физического мира. Таковыми были определены: прямая линия, квадрат, круг, треугольник. Композиции супрематического толка представляют собой изображения одной или нескольких геометрических фигур, цветных или черно-белых, статичных или динамичных, организованных по законам внутренней гармонии. Основатель этого течения К. С. Малевич выставил в 1915 г. свой знаменитый "Черный квадрат" - своеобразный изобразительный манифест супрематизма, воспринятый его учениками "как новая икона" (А. Н. Бенуа). В развернутом обосновании "нового искусства", названном "От кубизма и футуризма к супрематизму... Новый живописный реализм..." (1916), Малевич писал, что "искусство повторения (иначе - рисование с натуры, передача физического мира таким, каким его видит человеческий глаз) свойственно дикарю", а подлинный творец порывает с подражанием действительности и открывает истинную реальность в простых геометрических формах. Рождение самого направления, как и появление термина "супрематизм", относится к 1914 - 15 гг. Ученики и последователи Малевича образовали группу "Супремус". Свою систему геометрического конструктивизма они распространяли на все виды художественного творчества: оформление праздников, книжную графику, росписи фарфора и текстиля и др. Супрематисты создавали также и объемные формы, в частности в фарфоре. Они мечтали о том времени, когда целые города будут построены `в супрематических формах, образуя "единую систему мировой архитектуры Земли".