Толковый словарь арт терминов

А : Б : В : Г : Д : Е : Ж : З : И : К : Л : М : Н : О : П : Р : С : Т : У : Ф : Х : Ц : Ч : Ш : Щ : Э : Ю : Я

Все статьи из текущего раздела

Театрально-декорационное искусство, сценография

Театрально-декорационное искусство, сценография. Специфическая область изобразительного искусства, задача которой - создание зрительного образа спектакля с помощью декораций, костюмов, освещения. Декорации с изображением фрагментов пейзажа, интерьера, городского вида и т.д. служат для конкретизации места действия, создают у зрителя определенное настроение. Костюмы обозначают ту или иную эпоху, время действия, нередко отражают характер персонажа. В целом оформление сцены помогает раскрыть содержание и идею спектакля, оперы, балета. Для изготовления декораций используются простые, достаточно легкие при перемещении материалы - фанера, картон, холст и т. п. Работая над декорационным оформлением, художник должен учитывать объем зала, размеры сценической коробки, чтобы подготовить выразительные декорации, хорошо воспринимаемые глазами зрителя из любой точки зала. Немаловажное значение имеет цветовое решение декораций и костюмов, ибо цвет, как известно, способен влиять на настроение человека, а потому он должен соответствовать настроению действия, происходящего на сцене. Развитие театрально-декорационного искусства тесно связано с историей театра и изобразительного искусства. Элементы сценографии - костюмы, маски и пр. - рождались в древнейших народных обрядах и играх. В древнегреческом театре уже в V в. до н. э. существовали объемные декорации, которые позднее стали совмещаться с живописными. В Древнем Риме часто декорацией служил расписанный занавес. В странах средневековой Азии (Китае, Японии и др.) господствовали методы условно-символического оформления сцены, когда отдельные детали лаконично обозначали место действия. В Италии эпохи Возрождения складывается тип перспективной декорации: на холсте, натянутом на огромную раму, изображались уходящая вдаль улица, пейзаж и т. п. В начале XVII в. появились подвижные, сменяющиеся декорации и кулисно-арочные конструкции, значительно расширявшие образные возможности сценического оформления. С течением времени развивались и совершенствовались приемы театрально-декорационного искусства. Постепенно утвердилась функция художника-постановщика как одного из соавторов спектакля. Театрально-декорационное искусство ныне понимается как изобразительная режиссура.