Толковый словарь арт терминов

А : Б : В : Г : Д : Е : Ж : З : И : К : Л : М : Н : О : П : Р : С : Т : У : Ф : Х : Ц : Ч : Ш : Щ : Э : Ю : Я

Все статьи из текущего раздела

Эмаль

Эмаль (Франц. email от франкского smeltan - плавить; древнерус. - финифть) - техника, применяемая в ювелирном искусстве для украшения изделий из благородных металлов - золота, серебра, реже - меди, а также само готовое изделие. Техника бывает холодной, когда окрашенная окислами металлов пастозная стекловидная масса наносится на поверхность предмета, или горячей, если после этого предмет подвергается обжигу в муфельных печах. Окраска эмалей в разные цвета зависит от включения в основной кремниевый сплав окисей различных металлов. Вся палитра эмалей делится на прозрачные и непрозрачные (опаковые). Последние получают благодаря добавлению в них окиси олова или трехокиси мышьяка. Основная классификация эмалей производится в зависимости от способа нанесения и закрепления их на поверхности изделия. Перегородчатые эмали укрепляются внутри ячеек, образованных припаянными к поверхности металла перегородками из вальцованной проволоки; перегородки образуют контурные линии сюжетного или орнаментального изображения. Эмали в сканных обрамлениях технологически во многом сходны с перегородчатыми, только роль перегородок в данном случае выполняет скань - витая проволока. В русской ювелирной традиции этот прием имеет многовековую историю, в зарубежных школах, напротив, встречается чрезвычайно редко, поэтому получил название "русская эмаль". Выемчатая эмаль - технология, объединяющая несколько приемов укрепления эмалевых сплавов путем создания углублений (выемок) на металлической поверхности изделия. В соответствии с замыслом мастера выемки выполняются в техниках резьбы, чеканки, штамповки, литья, гравировки; затем покрываются эмалью. Эмаль по рельефу - одна из самыу сложных техник. При обжиге эмалевая масса плохо удерживается на выпуклых участках поверхности предмета - стекает или выгорает. Поэтому приходится повторять процесс обжига, проводя его в режиме строгой последовательности от тугоплавких к легкоплавким эмалям. Эмаль расписная (живописная) выполняется специальными красками на эфирных маслах, причем нанесение каждого нового цвета сопровождается обжигом с учетом температуры его плавления. Эмаль с металлическими накладками предполагает вплавление между слоями эмали изображений, вырезанных из фольги или 828 рельефных фигурных металлических пластин. Витражная эмаль отличается от вышеперечисленных тем, что основой для нее служит не сплошная металлическая пластина, а выпиленная в металле ажурная сетка. Сквозные отверстия сетки заполняются эмалевой массой, и предмет обжигается; процесс повторяется многократно, вплоть до "застекления" сквозных отверстий. Эмаль "гильоше" (эмаль по гильошировке) - способ заключается в покрытии несколькими слоями прозрачной цветной и бесцветной эмали поверхности металла, предварительно гравированной особым механическим приспособлением, отчего на ней образуется узор в виде тонких волнообразных линий, чешуек, спиралей, отчетливо просвечивающий сквозь эмалевую поверхность. Наиболее ранние из известных ныне эмалей относятся к культуре Древнего Египта. Это золотые амулеты и украшения, близкие по технике к перегородчатым эмалям. Эта же техника получила развитие и в Византии в X-XII вв. К началу XII в. сложились и европейские школы эмалей, среди которых особенно выделялась лиможская во Франции. В XVHI в. широкое распространение имели живописные эмали, особенно эмалевая портретная миниатюра. XIX в. в Европе характеризуется упадком этой трудоемкой техники. Возрождению эмалей способствовал стиль модерн. На Руси искусство перегородчатых эмалей достигло высокого расцвета в период Киевского княжества (XI в.). В XII-XIII вв. эмальерное дело испытало плодотворное влияние Византии. В XVII в. искусство расписной эмали развилось в Сольвычегодске ("усольские эмали"). В XVIII-XIX вв. центром производства эмалевых икон и украшений в технике расписной эмали был Ростов Великий ("ростовская финифть"). В XVIII в. получила большое распространение портретная миниатюра на эмали, центром которой стал Петербург. Большой вклад в развитие живописных эмалей внес М. В. Ломоносов, разработав новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов. Однако, как и в Европе, в XIX в. в России искусство эмалей пришло в упадок. Новый подъем оно переживает лишь в конце XIX - начале XX в. в работах мастеров фирмы Фаберже. В настоящее время наиболее известным центром производства эмалей в России является фабрика "Ростовская финифть" в Ростове-Ярославском, мастера которой развивают традиции живописных эмалей.