Толковый словарь арт терминов

А : Б : В : Г : Д : Е : Ж : З : И : К : Л : М : Н : О : П : Р : С : Т : У : Ф : Х : Ц : Ч : Ш : Щ : Э : Ю : Я

Все статьи из текущего раздела

Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок


Большое фото
Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок - это название получили представители творческой интеллигенции, в основном московской, объединившиеся вокруг известного предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова (Россия). Художники и любители искусств собирались летом в подмосковном имении Мамонтова Абрамцево, расположенном близ Сергиева Посада. Кружок, никогда не бывший официальным обществом, просуществовал с 1878 по 1893 г. В имении были организованы мастерские старинных художественных ремесел, ставились любительские спектакли (способствовавшие созданию в 1890-х гг. Московской частной русской оперы). В Абрамцевский кружок входили А. М. и В. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, В. А. Серов, К. С. Станиславский и другие. (Илл. В. А. Серов. Девочка с персиками. 1887 г., м.)

Тема: Абрамцевская мамонтовская духовная инициатива как интегральная модель художественного процесса

Актуальность исследования.
Усилиями многих специалистов в области гуманитарных наук в течение последних десятилетий и до настоящего времени происходит процесс пересмотра позиций в оценке явлений художественной жизни второй половины XIX века, и в особенности конца XIX - начала XX веков. «Образ России, государственный и частный, и судьба человека - так можно было бы обозначить те узловые, экзистенциальные проблемы, вокруг которых постоянно, на протяжении всего столетия возникали трудные размышления о физической и духовной свободе личности»1. Все эти вопросы имеют самое прямое отношение к истории Абрамцевского кружка и к художественной судьбе ее основателя.
В мамонтовское художественное сообщество входили наиболее яркие представители русского искусства второй половины XIX века: В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов, A.M. Васнецов, И.Е.Репин, М.М.Антокольский, И.С. Остроухов, К.А.Коровин, В.А.Серов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие, а также художники менее известные: Н.В. Неврев, А.А. Киселев, Н.Д. Кузнецов, М.А. Мамонтов, В.А. Мартынов и многие другие. Членами кружка были не только художники, но и певцы, музыканты, теоретики искусства и представители вовсе не творческих профессий - инженеры, преподаватели, общественные деятели, друзья и родственники Мамонтовых. Абрамцевский художественный кружок признан, таким образом, как ярчайшее явление русской художественной культуры.
Масштаб и значимость личности СИ. Мамонтова были понятны русскому обществу уже в начале XX века. Его при жизни называли «Саввой Великолепным» и «Московским Садко». Современники считали, что ему нужно поставить четыре памятника: один - в Мурманске, второй - в
` Стернин, Г.Ю. Целостность и процесс. / XIX век : Целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств : сб. статей. / Государственный институт искусствознания. Государственная Третьяковская галерея. - М.: Пинакотека, 2002. - . С. 14.
Архангельске, третий - в Донецке, четвертый - в Москве, на театральной площади. Известный художественный критик Я.А.Тугенхольд писал: «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал. Можно говорить о целом мамонтовском периоде русской литературно-художественной жизни, ибо Мамонтов был ее средоточием в 80-90-х годах» . Вместе с тем и в настоящее время тема мамонтовского сообщества привлекает активное внимание искусствоведов, культурологов, историков.
В последние годы в залах Государственной Третьяковской галереи, в Германском Национальном музее в Нюрнберге прошли масштабные выставки, посвященные европейским художественным колониям. Успех и интерес к этим выставкам не только специалистов, но и широкой публики и в нашей стране и за рубежом является наиболее ярким и очень наглядным показателем актуальности темы. В настоящее время идет разработка новой концепции развития музея «Абрамцево». В этом контексте актуальность темы приобретает еще и специфически «музейный» оттенок, выраженный в особом внимании к «мелким фактам» жизни СИ. Мамонтова.
Степень разработанности проблемы.
Абрамцевский художественный кружок, организованный С.И.Мамонтовым, часто привлекал внимание исследователей. Впервые Абрамцево как объект культуры, примечательный тем, «что с ним связаны любопытные воспоминания из недавнего прошлого», «традиции которого сохраняются в настоящем», упоминается в 1897 году в путеводителе по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге.3 В 1908 году в журнале «Старые годы» вышла статья С.С. Мамонтова «Абрамцево СТ. Аксакова»4. Эта публикация поставила Абрамцево в один ряд с такими
2 Цит. по кн. Арензон, Е.Р. Савва Мамонтов. / Е.Р. Арензон. - М : Русская книга, 1995. - С. 5.
•` Путеводитель по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге. - М : Типография
А.И. Мамонтова, 1897. - С. 95.
4 Мамонтов, С.С. Абрамцево С.Т.Аксакова. // Альманах «Отчина». - Сергиев Посад, 2002. № 1.- С. 4 - 8
мемориальными усадьбами, как Ясная Поляна, Тарханы, Спасское-Лутовиново.
Первое исследование деятельности кружка появилось еще при жизни С.И.Мамонтова в журнале «Столица и усадьба» в 1914 году. Статья написана непосредственным участником содружества СП. Спиро, сыном близкого друга Саввы Ивановича П.А. Спиро, хирурга, профессора Новороссийского университета в Одессе, и названа «Мамонтовский художественный кружок»3. Впоследствии, когда усадьба была национализирована и в ней организован музей им. СТ. Аксакова, все чаще использовалось название «Абрамцевский художественный кружок».
В течение XX века была опубликована мемуарная литература - книги Н.В. Поленовой6, B.C. Мамонтова.7 Сведения о кружке и его основателе встречаются в переписке и воспоминаниях художников М.М. Антокольского8, В.Д. и Е.Д.Поленовых9, В.М.Васнецова10, И.Е.Репина11 и многих других.
Биография СИ. Мамонтова отражена в научно-популярных изданиях М.И. Копшицера12, Е.Р. Арензона13, В.А. Бахревского.14 История возникновения кружка, увлечения его участников, атмосфера содружества описаны в книгах Е.Г. Киселевой «Московский художественный кружок»15 и Д.З. Коган «Мамонтовский кружок».16
5 С.С. Мамонтовский художественный кружок. // Столица и усадьба. - М., 1914. - № 23. - С. 4-7
6 Поленова, Н.В. Абрамцево. /Н.В. Поленова. - М : Издание М. и С. Сабашниковых, 1922.
7 Мамонтов, B.C. Воспоминания о русских художниках (Абрамцевский художественный кружок). / B.C. Мамонтов. - М.: Академия Художеств СССР, 1950.
8Антокольский, М.М. Его жизнь, творения, письма и статьи. / М.М. Антокольский ; сост. В.В. Стасов. - СПб. иМ, 1905.
9 Сахарова, Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников. / Е.В. Сахарова. - М. : Искусство, 1964.
10 Васнецов, В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. / В.М. Васнецов ; сост., вступ. ст. и примеч. Н.А.Ярославцевой. -М.: Искусство, 1987.
11 Репин, И.Е. Далекое и близкое. /И.Е. Репин ; под ред. К.И. Чуковского- Л.: Художник РСФСР, 1982.
12 Копшицер, М.И. Савва Мамонтов. / М.И. Копшицер. - М.: Искусство, 1972.
13 Арензон, Е.Р. Указ. соч.
14 Бахревский, В.А. Савва Мамонтов. / В.А. Бахревский. - М.: Молодая гвардия, 2000.
ь Киселева, Е.Г. Московский художественный кружок. / Е.Г. Киселева. —Л. : Художник РСФСР, 1979. 16 Коган, Д.З. Мамонтовский кружок. / Д.З. Коган. - М.: Изобразительное искусство, 1970.
Вопросы, связанные с различными аспектами деятельности художественного кружка, освещены в трудах А.Н. Бенуа17, Д.В. Сарабьянова18, Г.Ю. Стернина19 и др.
Многочисленные исследования посвящены отдельным направлениям в деятельности содружества. В книге В.П. Россихиной показана уникальность Русской частной оперы СИ. Мамонтова, как явления исключительного: от момента возникновения - из домашнего любительского кружка - до той
20
огромной роли, которую сыграл этот театр в истории русского искусства .
Первым монографическим исследованием керамики Абрамцева, любимого детища СИ. Мамонтова в начале XX века, стала книга О.И. Арзумановой, В.А. Любартовича, М.В. Нащокиной21, в которой рассматривается история производства, характеризуются основные направления деятельности, в частности, малоизвестная область архитектурной керамики, сделана попытка переосмысления абрамцевской керамики в контексте развития европейской.
Роль архитектурных опытов кружка в становлении стиля модерн подчеркивается в исследованиях Е.И. Кириченко , Е.А. Борисовой" , Н.В. Масалиной24 и др.
Основные проблемы усадебной жизни, в частности, и на абрамцевском материале, ее нового наполнения в пореформенную эпоху
17 Бенуа, А.Н. История русской живописи в XIX в. / А.Н. Бенуа- Ч. 1. - С.-Пб., 1901. Ч. 2 - С.-Пб., 1902.
18 Сарабьянов, Д.В. Модерн. История стиля. / Д.В. Сарабьянов. - М.: Галарт, 2001.
`9. Абрамцево. Художественный кружок. Живопись. Графика. Скульптура. Театр. Мастерские. / Сб. статей. / Науч. ред. Г.Ю. Стернин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.
20 Россихина, В.П. Оперный театр Мамонтова. / В.П.Россихина. - М.: Музыка, 1985.
21 Арзуманова О.И., Любартович В.А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. / О.И. Арзуманова, В.А. Любартович,
М.В. Нащокина. - М.: Жираф, 2000.
22 Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830 — 1910 годов. / Е.И. Кириченко. - М.: Искусство, 1978. "J Борисова, Е.А. Русская архитектура второй половины XIX в. / Е.А. Борисова. - М.: Наука, 1979.
21 Масалина, Н.В. Церковь в Абрамцеве (к истории постройки). / Из истории русского искусства второй половины XIX - начала XX веков. : сборник исследований и публикаций. / Под ред. Е.А.Борисовой, Г.Г.Поспелова, Г.Ю.Стернина. -М.: Искусство, 1978. - С. 47-58.
7
рассматриваются в работах Г.Ю. Стернина , Т.П. Каждан .
Единственным комплексным исследованием деятельности Абрамцевского художественного кружка (1870-1900-е гг.) является фундаментальное исследование Э.В. Пастон27, в котором содружество рассматривается не только в контексте развития русской художественной культуры, но и в органичной связи с процессами, происходившими в европейском искусстве второй половины XIX - начала XX веков.
Масштаб художественно-эстетической деятельности СИ. Мамонтова наглядно продемонстрировала выставка, проходившая в залах Государственной Третьяковской Галереи в 1992 году, одним из организаторов которой был музей «Абрамцево», «СИ. Мамонтов в русской художественной культуре», а также конференция под тем же названием. Выставка 1999 года в ГТГ «Стиль жизни - стиль искусства» отразила проблемы возникновения новой стилистики в оформлении усадьбы, мастерской, интерьера, процесс зарождения новых идей и, собственно, создания художниками кружка выдающихся произведений искусства. Эстетические поиски художников различных стран показала выставка «Художественные колонии Европы» в Германском Национальном музее в Нюрнберге в 2002 году с участием ГТГ и музея «Абрамцево».
В литературе признано, что «Абрамцевская мамонтовская культурная общность», которая существовала вне рамок государственных и общественных организаций, определявших структуру художественной жизни, «сформировала свой, можно сказать, нерегулярный тип историко-художественного процесса»."
15 Стернин, Г.Ю. Абрамцево: от усадьбы к даче. / Русская художественная культура второй половины XIX -начала XX веков : сб. статей. / Под ред. Г.Ю. Стернина. - М.: Советский художник, 1984. - С. 184-208. 26 Каждан Т.П. Купеческая усадьба в пореформенной России. / XIX век : Целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств.: сб. статей. / Государственный институт искусствознания. Государственная Третьяковская галерея. - М.: Пинакотека, 2002. - С. 217-225.
27 28 п
Пастон, Э.В. Абрамцево. Искусство и жизнь. / Э.В. Пастон. - М. : ИД Искусство, 2003.
Полевой, В.Н. Абрамцевский кружок и историко-художественный процесс. : Сб. тез. докл. научн. конф.
С.И.Мамонтов и русская художественная культура 2-ой половины XIX века, 11-12 мая 1992 г. - С. 17.
Исследователи относят кружок к «художественным колониям «усадебного типа», сформировавшимся вокруг деятельного и художественно одаренного мецената», примеры которых можно найти как в России, так и в Англии, Германии, Финляндии, Швеции и других странах. «Именно этим объединениям принадлежит ряд художественных открытий в развитии национально-романтического направления стиля модерн»29.
Уникальность кружка предопределена уникальностью периода в истории русской культуры, когда шел процесс обновления художественной системы, в недрах которой в 1880-х годах вырабатывались основные принципы стиля модерн30.
СИ. Мамонтов предстает прежде всего как организатор, вдохновивший художников на великие творения и обладавший необыкновенным чутьем на таланты. Невозможно переоценить его роль как инициатора художественных проектов кружка. Они рождались и претворялись в жизнь, по выражению В.М. Васнецова, под «вдохновляющим деспотизмом» Саввы Ивановича. Будучи владельцем имения «Абрамцево», «он точно «угадал» новые общественно-эстетические потребности времени и, в прямом и переносном смысле, открыл свой дом новым людям и свежим творческим идеям»3`.
Вместе с тем в истории абрамцевского художественного кружка существует еще достаточно много «белых пятен», проблем, решение которых связано с пересмотром теоретических позиций искусствоведения, а также фактов, требующих уточнений, и просто спорных вопросов.
В частности, можно говорить и об отсутствии терминологической ясности с определением названия. В исследованиях встречается «московский», «абрамцевский», «мамонтовский», «абрамцевский
29 Пастон, Э.В. Указ. соч. - С. 403.
Там же.
31 Стернин, Г.Ю. Абрамцево - «тип жизни» и тип искусства. / Абрамцево. Художественный кружок. Живопись. Графика. Скульптура. Театр. Мастерские. ... - С. 9.
мамонтовский», сами же члены кружка называли его «нашим». Издание, выпущенное в 1894 году в связи с 15-летием деятельности, называлось ф «Хроника нашего художественного кружка» и рассматривало только его театральные опыты.
Подход к точному определению названия не является, на наш взгляд, терминологической формальностью. За ним видится, по крайней мере, несколько, в определенной степени, методологических проблем, связанных с историей кружка.
Во-первых, вопрос приоритетов: кто играл основную роль в мотивации художественных инициатив и претворении их в жизнь - Мамонтов или художники. Он обычно решается следующим образом: «Если бы не было художников, не было бы и Мамонтова» и наоборот «не было бы Мамонтова, как культурно-исторического феномена, не было бы и кружка». От варианта ответа на этот вопрос и зависит название этого художественного 4` объединения.
Во-вторых, это вопрос о границах и рамках художественной деятельности, т.е. о том, что, собственно, является кружком. Безусловно, сюда следует отнести коллективную, «интимную работу в искусстве», по определению В.М. Васнецова, - домашние спектакли, собирание предметов народного искусства, керамические четверги и увлечение керамикой, сооружение церкви и т.п. А следует ли относить к деятельности ф художественного кружка Русскую Частную оперу, керамическое
предприятие «Абрамцево» и даже столярно-резчицкую мастерскую?
В- третьих, это проблема датировки, которая предполагает описание художественного процесса в его хронологической последовательности.
Хотелось бы обратить внимание на одну проблему, с которой
« сталкиваются исследователи XIX века и которая неоднократно упоминалась
в публикациях. Об этом писал В.Н. Топоров применительно к литературе:
д «Два основных порока истории литературы связаны с принципиальной
10
разнородностью (разноприродностью) материала, используемого ею. Историю литературы строят (если говорить о контрастных случаях) или на «лучших» образцах (вершинные достижения), или, наоборот, на наиболее эмпирически-характерных массовых («средних») явлениях. При первом подходе история литературы как описание развития бедна содержанием: развития как бы нет, т.е. отсутствует то, ради чего конституируется история как такое измерение, которое вскрывает новые и важные смыслы («вечность» великих текстов «не захватывается» инструментами исторического исследования). При втором подходе история литературы четко фиксирует изменчивость и направление развития, но из нее исключается главное - область «высших» («последних») смыслов, развертываемых только в «вечных» текстах»32.
Эта общая проблема отразилась и в частном случае истории Абрамцевского художественного кружка. В литературе создан яркий, плакатный образ СИ. Мамонтова, «миллионера, художника, и кругом артиста», и своеобразная мифология абрамцевской усадьбы, ассоциирующаяся в сознании людей, в той или иной мере интересующихся искусством, с «лучшими образцами», такими как «Богатыри» и «Аленушка» В.Васнецова», «Девочка с персиками», Абрамцевская церковь, «сказочный облик усадьбы». Между этими «вершинами» - поле «белых» пятен, «мелких фактов жизни», результат исследований которых может быть предсказуем или просто известен, но они, тем не менее являются необходимыми элементами целостной картины.
При этом каждый исследователь в той или иной степени сталкивается с проблемой феномена личности СИ. Мамонтова и созданного им художественного сообщества, поэтому различные подходы к освещению этого вопроса остаются богатейшим полем для изучения. В частности,
"`2 Топоров, В.Н. К вопросу о циклах в истории русской литературы. /Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII-XX вв.: сб. статей. - Таллин, 1985. - С. 4-5.
11
исследование эстетико-преобразовательной деятельности СИ. Мамонтова как целостной картины и интегральной модели художественного процесса может дать дополнительный историко-культурный ракурс во взглядах на Абрамцевский кружок, как уникальное явление художественной культуры второй половины XIX -начала XX веков.
Все вышесказанное определило цель и задачи исследования.
Цель и задачи исследования:
- определить истоки и пути развития художественно-эстетических взглядов СИ. Мамонтова;
- показать его практическую работу по превращению усадьбы «Абрамцево» в художественный центр;
проанализировать эволюцию эстетико-преобразовательной деятельности СИ. Мамонтова в контексте развития русского искусства и художественной культуры второй половины XIX - начала XX века и осмыслить его влияние на формирование целостного мира Абрамцевского художественного кружка как историко-культурного феномена.
Объект исследования. Феномен Абрамцевского художественного кружка в контексте развития русского искусства и художественной культуры второй половины XIX - начала XX века.
Предмет исследования Эстетико-преобразовательная деятельность СИ. Мамонтова как организатора художественного кружка.
Методологическую основу исследования составляет научный принцип историзма в сочетании с различными формами искусствоведческого, историко-культурного и источниковедческого анализа с привлечением архивных материалов, фотодокументов, опубликованных и неопубликованных источников. Источниковедческой базой работы являются мемуарная литература, переписка, литературные тексты СИ. Мамонтова, опубликованные и архивные; материалы по истории усадьбы «Абрамцево»,
12
произведения изобразительного искусства и фотодокументы, а также труды отечественных исследователей по истории Абрамцевского художественного кружка.
Научная новизна предложенной работы состоит в том, что впервые художественно-эстетическая деятельность СИ. Мамонтова рассматривается как самодостаточное и самоценное явление, а он сам не только как меценат или «друг художников», но и как равноправный участник историко-художественных процессов, проходивших в Абрамцевском сообществе. Этот путь дает возможность выделить из деятельности кружка, в которой соединились синхронное и диахронное начала, синхронную составляющую и расположить события его истории в последовательно-хронологическом порядке, что позволяет решить проблему и периодизации, и определения границ существования содружества.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут использоваться в процессе дальнейшего изучения русской художественной культуры второй половины XIX - начала XX века, в научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной и научно-просветительской работе музея «Абрамцево» и аналогичных музеев. Так, в настоящее время разрабатывается проект выставки в музее «Абрамцево» «Мамонтовы - предприниматели и «строители» русской культуры», где материалы исследования явятся теоретической и методологической основой будущей экспозиции.
Апробация работы. Основные положения излагались на музейной конференции «Абрамцевские чтения» 2005 г. в Государственном музее А.С. Пушкина, в специализированных сборниках и журналах, отразились в ряде выставочных проектов музея «Абрамцево», таких как «В.Д. Поленов. 160 лет со дня рождения», «Тихие беседы с природой. (Пейзаж в собрании музея «Абрамцево»)», «Е.Д. Поленова. Живопись, графика, ДПИ», «Воспоминания о лете», «К 140-летию железной дороги Москва - Сергиев
13
Посад», «... искусство и теперь живущее в народе ...» (К 120-летию Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.М. Васнецова). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории и истории искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.
14
Глава 1. Эволюция художественно-эстетических взглядов СИ. Мамонтова.
§ 1. Истоки художественно-эстетических взглядов СИ. Мамонтова.
СИ. Мамонтов относится к особой категории меценатов. Специфической особенностью его деятельности является не только любовь к искусству, представителям которого он оказывал поддержку, но и самостоятельное участие в художественном процессе. Он занимался керамикой и скульптурой, писал пьесы.
«Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство»1, -писал К.С. Станиславский. Такая многозначительная характеристика справедливо сближает СИ. Мамонтова с профессиональными деятелями искусства. Многие выдающиеся художники ему первому показывали свои работы, ценя его вкус и суждения. В связи с этим его эстетические взгляды представляют особый интерес, хотя он и не был теоретиком искусства.
В письме к В.Д. Поленову от 19 февраля 1900 года В.М. Васнецов, обращая внимание на заслуги Мамонтова перед русским искусством, писал: «...мы ни в коем случае не должны подчеркивать в нем мецената. Это было бы и неверно. Как я уже говорил ранее, и снова скажу: он со всей семьей дорог нам, как центр, около которого ютился кружок, в котором художнику легко дышалось, - в этом чувствовался воздух, в котором привольно было жить. Он не меценат, а друг художников. В этом его роль и значение для нас». Далее он отметил особые заслуги Саввы Ивановича в сфере «художественно-сценической»: «В сценической области художественной он - поистине великий реформатор, на деле показавший к чему должно
1 Станиславский, К.С. Воспоминания о СИ. Мамонтове. РГАЛИ. Ф. 799, оп. 1, ед. хр.309. Л. 2.
15
стремиться и чего можно достигнуть». При этом Васнецов считал, что в области чистого искусства «его деятельность выражалась довольно неопределенно и случайно», хотя была «близка его сердцу», и без нее «для сцены он не имел бы такого огромного несомненного значения»2.
Особый интерес представляет приписка художника в конце: «Сегодняшнее письмо я, признаюсь, написал сгоряча и упустил из виду его литературные труды. В них много искреннего, красивого, и потому забыть их нельзя».
В.М. Васнецов, вероятно, имел в виду известные ему и его окружению многочисленные пьесы, написанные СИ. Мамонтовым как для домашней сцены, так и для постановок его частной оперы. В настоящее время круг его «литературных трудов» может быть расширен - это дневники, письма, записки о путешествиях, рукописи пьес, театральные эссе и т. д.
Савва Иванович был безусловно человеком литературно одаренным. Литература была с детства его постоянной потребностью и пробуждала в нем лучшие чувства, рождала высокие эмоции, интеллектуально воспитывала. Стиль сочинений Мамонтова всегда отличался необыкновенной легкостью и изяществом. Это касалось и дневников, и путевых заметок, и писем. Для нас они представляют интерес как источник эстетических взглядов и пристрастий их автора.
Становление Мамонтова, как личности, приходится на период пореформенной России, когда происходит пересмотр мировоззренческих основ, когда на историческую арену выходит так называемая «третья сила», русское купечество. После реформы 1861 года этот обширный слой русского общества приступил к решительному завоеванию ведущих позиций во всех сферах социальной, экономической и культурной жизни России.
Отец Мамонтова, Иван Федорович, принадлежал именно к такому слою купечества. В литературе многократно встречалось мнение о его
`¦ Сахарова, Е.В. В.Д. Поленов ... - С. 631.
16
малообразованности. Известно, что разбогател он на откупном промысле и «едва ли не половину жизни собственноручно мыл шкалики, разливал вино, измерял градусы», а «контрольный пакет акций железной дороги от Москвы до Сергиева Посада - венец его предпринимательства».3 Однако такая, слегка уничижительная, характеристика не совсем верна. Иван Федорович был не просто владельцем контрольного пакета акций, он, не без влияния Ф.В. Чижова, был главным двигателем этого проекта. А железные дороги в России того времени были не только фактором экономики, но и культуры. Они стимулировали развитие городов и окрестных территорий. Сотрудники железной дороги представляли довольно образованную и просвещенную часть общества.
Отрывочные архивные сведения показывают, что Иван Федорович занимался активной благотворительной деятельностью. Характеристика И.Ф.Мамонтова дана в документе 1915 года. Это письмо от сотрудника Императорского Русского Исторического архива СИ. Мамонтову с просьбой рассказать о фактах биографии его отца. Биографию Ивана Федоровича, как «учредителя многих акционерных обществ (в том числе Московско-Ярославской железной дороги, любителя искусств, друга М.П. Погодина и Кокорева»4, предполагалось издать в Русском Биографическом словаре.
Иван Федорович в своих, несколько тяжеловесных по стилю, письмах сыну наставлял его: «Да, праздность есть порок, труд не есть добродетель, а прямая непреложная обязанность, как исполнение прямого долга в жизни. Всякий гражданин должен трудиться морально или материально для пользы своей, для пользы своей семьи, для пользы общественной и отечественной. Человек должен трудиться с юности и до старости, а иначе сладится человек в тунеядца, в пролетария»3. Усвоив эти уроки отца, Савва Иванович
3 Арензон, Е.Р. От Абрамцева до Киреева ... - С. 360. 1 РГАЛИ Ф. 799, оп. 1, ед. хр. 288. Л. 1. 5 Там же. Ф. 799, оп. 1, ед. хр. 352. Л. 1.
17
впоследствии одним из главных своих жизненных принципов считал необходимость давать всему «прочное основание».
Всеволод Саввич Мамонтов в своей неизданной рукописи приводит и такие уроки Ивана Федоровича: «Религию храни как зеницу ока и не забывай советов отцов и старших людей благоразумных: первая будет служить тебе, как разумный руль в жизни, а последние, как приобретенные опытом в жизни, всегда приложатся к хорошему»6. Эти данные окончательно опровергают встречающееся мнение о СИ. Мамонтове, как едва ли не атеисте, которое сложилось благодаря слишком прямолинейной трактовке его рассуждений о роли религии и искусства в обществе.
Впоследствии Савва Иванович передавал жизненный опыт своим сыновьям. Некоторые его советы Всеволод Саввич запомнил на всю жизнь: «Прежде всего нужны твердость и выдержка. Что бы вам ни поручали вы должны исполнять это отчетливо и совершенно точно», в особенности это касалось мелочей, «иначе вам не поручат большого дела ...»; человек должен быть предан своей работе - «тогда он является нужным и ценным, дорогим членом общества». Мамонтов давал своим сыновьям и практические наставления, которые он приобрел на своем собственном опыте: «во время серьезного делового разговора необходимо смотреть в глаза своему собеседнику прямо и пристально». «Относительно изложения своих мыслей в письменной форме, - вспоминал Всеволод Саввич, - отец настойчиво советовал избегать длинных периодов и стараться писать одними главными предложениями ... Главное - добиваться краткого чеканного слога»7.
Приведенные выше данные, не имеющие, казалось бы, отношения к нашей теме, на самом деле очень важны. Они подвергают сомнению рассуждения о том, что Мамонтов из-за своей увлеченности, разбрасывался, хватался за различные дела. Эти утверждения, частично, восходят к точке
6 Музей «Абрамцево». Рук. 752. Л. б.
7 Там же. Л. 16.