Основы понимания графики

оглавление

ИСКУССТВО ГРАФИКИ

Графическим искусством, или графикой (от греческого "графо" - пишу, рисую), называется один из видов изобразительного искусства.

По своему содержанию и форме, задачам и методам графика имеет много общего с искусством живописи. И живопись и графика в отличие от других видов изобразительного искусства (например скульптуры, произведения которой создаются реальными объемами) имеют в своем распоряжении плоскость (холст, бумагу, стену). Многие поколения художников вырабатывали способы, приемы, позволяющие живописцу и графику на этой плоскости создать изображение, кажущееся реальным. Так, на двухмерной плоскости создается иллюзия трехмерности, и это одна из присущих живописному и графическому искусству условностей. Существует еще целый ряд общих для графики и живописи признаков. Что же все-таки отличает графику от живописи и от других видов изобразительного искусства?

Понять своеобразие искусства графики нам поможет сравнение двух произведений: графического - плаката Д. С. Моора "Помоги" и живописного - картины С. В. Иванова "В дороге. Смерть переселенца". Оба произведения широко известны и принадлежат к числу лучших в нашем изобразительном искусстве. Но изобразительные средства, которыми решают свою задачу художники, далеко не одинаковы. Не вдаваясь в слишком подробный анализ произведений, постараемся уяснить, какими путями шли к цели их авторы.

С. В. Иванов рассказывает о большом горе семьи переселенца, потерявшей хозяина-кормильца, надежду и опору (илл. 1). Художник подробно и последовательно ведет повествование, не упуская ни одной детали, позволяющей глубже раскрыть замысел. Сам прошедший много трудных верст с переселенцами, Иванов жадно стремится передать все им увиденное и передуманное. Свой замысел художник настойчиво проводит и в цветовом строе картины, убедительно передающем беспощадный зной летнего дня, и в безнадежно-унылом пейзаже бескрайней степи, и в каждой фигуре человека. Эмоциональный строй картины создают не только драматические образы людей, но и достоверные, многозначительные детали: темная икона, лежащая на груди покойника, беспорядочно разбросанная сбруя и нехитрый скарб кочующей семьи, сиротливо торчащие в небо оглобли телеги и т. д. Фигуры людей, предметы написаны с ощутимой материальностью и объемностью, подчеркнутой короткими и резкими полуденными тенями. Вряд ли нужно еще что-либо добавлять, говоря об этой замечательной картине. Художник создал мужественное и обличающее произведение, передал суровую правду крестьянской жизни в царской России.

1. С. Иванов. В дороге. Смерть переселенца. 1889. Масло
1. С. Иванов. В дороге. Смерть переселенца. 1889. Масло

Теперь обратимся к произведению графика. Плакат Д. Моора вышел в свет в 1921 году. Молодая Советская республика, изнуренная длительной гражданской войной, в те годы испытала еще одно бедствие: неурожай и голод, охватившие многие губернии. Правительство призвало весь народ оказать помощь голодающим. Этот призыв и воплощен в плакате "Помоги" (илл. 2).

2. Д. Моор. Помоги. 1921. Плакат
2. Д. Моор. Помоги. 1921. Плакат

Плакат всегда отличается немногословностью, скупостью изобразительных средств. Моор сознательно ограничивает изобразительные средства. Ничего лишнего, ничего отвлекающего внимание от главного: только самое важное, только черное и белое. Одинокая фигура крестьянина символична в самом высоком смысле этого слова; в ней - образ бедствующего народа. Белый, почти призрачный силуэт, ясно подчеркнутый костяк в рисунке рук и ног, зияющие впадины глазниц и рта создают впечатление, будто смерть уже коснулась этого человека. Жест поднятых рук выражает призыв, отчаяние и последнюю надежду. Детали в плакате

немногочисленны, но особенно выразительны Сплошной черный фон плаката мрачен и страшен, как голодная смерть; единственный тощий и поникший хлебный колос на этом черном фоне - скорбный знак бедствия. Короткая, энергичная надпись: "Помоги". Одним словом сказано все. Изображение решено нарочито плоскостно, условно, так как сложные объемные эффекты лишь отвлекали бы внимание от главного. Этот плакат, отличающийся скупостью художественных средств, отлично выполнил свою задачу. Такова сила несколько сдержанного и условного, но выразительного и точного языка графики.

Теперь перейдем к более подробной характеристике основных признаков искусства графики.

Прежде всего графика - искусство, основу которого составляет рисунок. Цвет в искусстве графики применяется более ограниченно, нежели в живописи. Основными изобразительными средствами графики являются линия, пятно, светотень. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги.

Давайте внимательно присмотримся к этим, казалось бы, скупым изобразительным средствам. Из большого числа офортов Рембрандта изберем хотя бы три листа: "Портрет матери" (илл. 3), "Пейзаж с тремя деревьями" и "Три креста". Посмотрите, с каким разнообразием великий художник использует линию (штрих). Самые различные штрихи: то широкие и темные, то легкие и прозрачные, а то и вовсе еле уловимые, как тончайшая паутина; короткие и дробные, длинные и упругие, четкие и сглаженные; штрихи параллельные, пересекающиеся, сложно сплетающиеся друг с другом, или просто точки - все это позволяет Рембрандту решать линией самые разнообразные задачи. Портрет матери, согретый сердечным теплом, мягок и лиричен. Пейзаж насыщен движением и пронизан светом; в нем Рембрандт создал возвышенный, эпический образ родной природы. Суровыми и мужественными средствами решена сложная многофигурная драматическая сцена в "Трех крестах". Мы видим, как гибко, разнообразно и выразительно использует линию большой мастер. А если прибавить к выразительности линии бесконечное разнообразие различных по форме пятен, представить, что и линии и пятна могут применяться в тончайших тональных вариациях - от легких и прозрачных до самых глубоких и темных, - то станет ясно, что в руках художника-графика сосредоточены богатые изобразительные средства.

3. Рембрандт. Портрет матери. 1628. Офорт
3. Рембрандт. Портрет матери. 1628. Офорт

Используя такой обширный арсенал средств, художник достигает очень убедительной передачи света и пространства, впечатления конкретности изображаемого, вплоть до ощущения характера материалов (фактуры). Умело используя художественную форму, подчиняя формальные средства своей воле, направляя их на осуществление замысла, художник создает произведение, которое привлекает зрителей не только внешней стороной, но прежде всего глубоким содержанием. Глядя на произведение графического искусства, мы часто забываем, что перед нами черно-белое изображение. Больше того: нам часто кажется, что мы ощущаем и цвет и движение - таким сильным бывает впечатление от совершенного графического произведения.

Часто в гравюре или рисунке, используя контрасты только черного и белого, график убедительно передает широкий слепящий поток открытого прямого света. А ведь для живописи - это задача, почти неосуществим ая.

В живописи цвет является основным изобразительным средством, и именно при помощи цветных материалов (красок) достигается художественное изображение предметного мира. Цвет как один из самых существенных признаков окружающей нас среды положен в основу искусства живописи. Многочисленные сочетания цвета, его тончайшие изменения, его эмоциональное воздействие и

является важнейшим средством для живописца. Цветовые (колористические) возможности живописи необычайно разнообразны и позволяют решать очень широкие задачи. Надо подчеркнуть, что цвет в живописи неразрывно связан с рисунком. Ведь в действительности цвет всегда присущ конкретным предметам, форма которых передается рисунком. И чем совершеннее рисунок живописца, тем успешнее будет решать он цветовые задачи.

Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи.

Признавая рисунок определяющим, ведущим началом графики, нельзя думать, что этому виду искусства не свойственны живописные, цветовые задачи. Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика. Но в силу особых задач графического искусства, своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветовых решений в живописи. Работая черным материалом на белой бумаге, график различает массу оттенков черного - от самых теплых до самых холодных. Бумага также почти никогда не бывает абсолютно белой, а всегда имеет легкий цветной оттенок. Графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать в каждом отдельном случае. Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим. Привлекая два-три цвета, редко больше, график бывает занят поисками силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействие соседних цветов, возможные наложения их друг на друга.

А к какому виду искусства относится множество самостоятельных произведений, созданных в техниках акварели, гуаши, пастели? Такого рода произведения, очевидно, относятся к искусству живописи. Хотя они и исполнены на "традиционном" графическом материале - бумаге, но в них решаются те же многообразные и тончайшие цветовые задачи, как, скажем, в масляной живописи. Акварель, гуашь и пастель, конечно, часто применяются художником в графических произведениях, но со свойственными графике сдержанностью, скупостью и условностью.

Остановимся на понятиях живописности и графичности, с которыми приходится нередко встречаться. Когда говорят о живописности, то хотят подчеркнуть богатство контрастов, гибкость и разнообразие цветовых и тональных отношений, позволяющих избавиться в произведении искусства от ощущения скованности, неподвижности, создать впечатление живости, изменчивости, присущих окружающему нас миру. В этом смысле живописность свойственна произведениям и графики, и скульптуры, и других видов искусства. Если же говорят, к примеру, о графичности живописного произведения, то имеют в виду резко выраженный рисунок, четкое отделение друг от друга элементов картины, а также преобладание скупых, лаконичных цветовых отношений.

Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Это обусловлено своеобразными задачами графики, характером и свойствами материалов, имеющихся в ее распоряжении.

Следующим признаком графического искусства является то, что основным материалом для создания и размножения графических произведений является бумага.

Следующим характерным свойством графического искусства является его теснейшая связь с процессами печати или полиграфическим воспроизведением. Так называемая печатная форма, с которой производится печатание, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим, машинным путем (плакат, книжная и прикладная графика). Следовательно, графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений.

Важнейшими качествами искусства графики являются массовость, быстрота реакции на требования, выдвигаемые жизнью. Ясность, лаконизм и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры работ требуют относительно меньшего времени и сил на создание графического художественного произведения по сравнению с другими видами изобразительного искусства. Нетрудно убедиться в этом хотя бы на следующих примерах. Во все периоды жизни современного общества первой на требования времени откликалась графика. В суровые годы Великой Отечественной войны первой "отмобилизовалась" из всех изобразительных искусств графика. Буквально на второй день войны появились плакаты, острые политические карикатуры, рисунки в газетах. Другой пример: написанная живописцем картина или изваянная скульптором статуя, на создание которых было затрачено много времени и сил, могут появиться перед зрителем в подлиннике только в одном месте, а вот графика может быть представлена в оригинале одновременно в десятках, а если понадобится, в сотнях мест. Перемещение произведений живописи и особенно скульптуры сложно, громоздко, а распространение графических листов - дело очень легкое. Из всех изобразительных искусств графика меньше всего теряет свои художественные достоинства в репродукции, при фотографировании, а значительная часть графики прямо рассчитана на полиграфическое воспроизведение.

Оперативность и множественность, ясность и выразительность языка делают графику боевым, широко демократическим и самым массовым видом изобразительного искусства. Недаром графика была и остается сильным оружием идеологической борьбы. Гневные, разоблачающие офорты Гойи или литографии Домье - это политическое выступление смелых и мужественных людей против реакции.

Графика - самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества - в эпоху неолита и бронзовом веке. Еще до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на орудиях быта, на оружии. Рисунки эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но долгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. Так, с помощью различных изображений первобытный человек излагал свою мысль. В такого рода рисунках (криптограммах) содержались определенные понятия и повествования. Постепенно, с развитием речи, такие рисунки стали обозначать не только фразы, но отдельные слоги, звуки. Начертание их менялось, пока не приняло облик знакомых нам букв.

Длительное время графические изображения почти не имели самостоятельного значения и являлись украшением тех или иных предметов. С появлением письменности графика стала все шире применяться в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста. Да и само создание шрифтов- большое искусство. Достаточно посмотреть, например, на древне-славянские рукописи, чтобы понять, что над ними трудились настоящие художники. Искусство рукописи, или каллиграфии, получило необычайно широкое развитие в Китае. Способов размножения графических изображений человек долгое время не знал, и все произведения создавались в единственном экземпляре. За возникновением отдельных видов графики, графических техник и их развитием мы проследим, когда будем знакомиться с ними.

Итак, отличительные признаки, основные особенности искусства графики сводятся к следующему: графика - такой вид изобразительного искусства, основу которого составляет рисунок; главными изобразительными средствами графики являются линия, пятно, светотень; цвет в графике применяется более ограниченно и условно, чем в живописи; изобразительный язык графики отличается скупостью, лаконичностью в применении художественных средств; основным материалом, на котором исполняются и размножаются произведения графики, является бумага; значительная часть графического искусства тесно связана с печатью, с размножением или тиражированием произведений; создание произведений в графике требует относительно меньшего времени, чем в других изобразительных искусствах; относительная простота техники, подвижность материалов, лаконизм и точность художественного языка делают графику искусством оперативным, а возможность широкого распространения - самым массовым видом изобразительного искусства.

Современное графическое искусство подразделяется на четыре основных группы: станковая графика, книжная графика, плакат, прикладная графика. Следуя этой системе, обратимся теперь к более подробному ознакомлению с каждым из видов графики, попутно изучая, сколь возможно это в пределах очерка, графические техники, их историю и творческий процесс.