Искусство

История искусства

Основы понимания графики

оглавление

Офорт

Офортом в узкопрофессиональном значении называется штриховая углубленная гравюра на металле, выполненная при помощи травления. Свое наименование офорт получил от французского "Геаи forte", то есть крепкая водка - так раньше называли азотную кислоту, которая применяется для травления. В настоящее время к офорту относят не только штриховую травленую гравюру, но также другие манеры, связанные с травлением, и даже некоторые механические приемы гравирования (сухая игла). Но во всех случаях офорт - углубленная гравюра; именно своеобразие глубокой печати составляет отличительный признак техники и придает оттискам особые художественные достоинства. Офорт - самая сложная и трудоемкая из всех графических техник. Манеры офорта (их известно около десяти) столь различны, что необходимо упомянуть хотя бы главные из них. Печатная форма создается на медных или цинковых пластинках (иногда на железных), которые называются офортными досками. Процесс гравирования и печати лучше всего проследить на примере основной манеры офорта, которую называют игловой офорт, просто офорт, травленый штрих или чистый офорт. Она является основной, определяющей манерой в технике офорта.

Лицевую сторону офортной доски покрывают тонким слоем кислотоупорного грунта (офортного лака). На этом грунте стальными иглами выцарапывают рисунок, обнажая металл. На черной поверхности грунта очень отчетливо проступают награвированные линии. Используя разные иглы, различные приемы работы ими, художник легко выполняет самый сложный рисунок. Затем офортную доску погружают в кювету с кислотой. Чаще всего для травления пользуются азотной кислотой, разбавляя ее водой в различных пропорциях. Кислотоупорный лак надежно предохраняет доску, и кислота вытравливает в глубину только награвированные штрихи. В соответствии с замыслом художник может вести травление в несколько приемов, то есть протравливать различные места гравюры на разную глубину. На офортной доске можно легко делать поправки, вносить дополнения, ослаблять или же вовсе удалять отдельные места при помощи стальных шаберов и гладилок. Офорт печатается особой краской; печатание производится на специальной офортной бумаге с горячей доски; под очень сильным давлением вала офортного станка краска из всех углублений офортной доски перетискивается на влажную бумагу. Игловой офорт справедливо называется классическим офортом, так как он является основой основ офортного искусства. Только уверенно владея этой манерой, художник может рассчитывать на успех в других манерах.

Широко распространенной манерой является акватинта, позволяющая вводить в офорт тоновые плоскости различной силы я фактуры, напоминающие заливки тушью. Особенно часто акватинта применяется в сочетании с игловым офортом. Хорошим примером сочетания штриха с большими тоновыми плоскостями являются офорты Гойи (илл. 12).

12. Ф. Гойя. Это звери. Из серии 'Ужасы войны'. 1810 - 1820. Офорт
12. Ф. Гойя. Это звери. Из серии 'Ужасы войны'. 1810 - 1820. Офорт

Мягкий лак (срывной лак) - так называют одну из манер офорта. Эта манера получила свое название от свойства лака, которым грунтуется доска. Оттиск мягкого лака напоминает карандашный или угольный рисунок. В пейзаже "Ранней весной" (илл. 13) автора привлекла возможность передать трудноуловимое состояние едва пробудившейся природы, используя мягкость карандашного штриха.

13. В. Звонцов. Ранней весной. 1962. Мягкий лак
13. В. Звонцов. Ранней весной. 1962. Мягкий лак

Манера сухой иглы не связана с травлением, но ее обычно относят к технике офорта. Способ гравирования прост, а оттиски исключительно красивы. Гравирование производится остро отточенной стальной иглой прямо на шлифованной доске. По краям штрихов образуются острые выступы, заусеницы; эги заусеницы, или, как их называют иначе, барбы, при печатании задерживают около штрихов краску, придавая линии особую сочность, мягкость и бархатистость. Художник В. Волков в листе "Путепровод" удачно применил манеру сухой иглы. Взяв, казалось бы, весьма обыденный мотив из жизни города, художник рассказал, сколь красивым и значительным бывает то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Манера сухой иглы позволила избежать перегрузки произведения штрихом и тоном (илл. 14).

14. В. Волков. Путепровод. 1961. Сухая игла
14. В. Волков. Путепровод. 1961. Сухая игла

Цветную печать художники практикуют в различных манерах офорта. Известны два способа цветной печати в офорте. Печать с одной доски заключается в том, что награвированную доску набивают различными красками при помощи кистей или маленьких тампонов. Иногда ограничиваются одним цветным оттиском, но чаще по цветному отпечатку еще раз оттискивают ту же доску, набивая ее одним рисующим цветом (обычно черным), что объединяет офорт, смягчает границы цвета. Такого рода цветная печать требует большой сдержанности в использовании цвета. Неумело раскрашенная доска дает оттиск, напоминающий грубо и безвкусно подкрашенную репродукционную гравюру. Значительно выше по художественным достижениям способ печатания цветного офорта с нескольких досок, когда для каждого цвета гравируется отдельная доска. Оттиск отличается гармоничным и скромным цветовым строем.

Подробно останавливаться на других манерах офорта (резерваж, лавис, меццо-тинто и др.) в этом очерке невозможно, но каждая из них имеет свои достоинства. Различные манеры офорта применяются как в чистом виде, так и в многообразных сочетаниях. Для искусства офорта характерно обилие технических приемов во всех процессах создания эстампа (гравирование, травление, печать).

Офорт выделяется среди других эстампов особыми художественными качествами, придаваемыми прежде всего глубокой печатью. Штрих на оттиске имеет небольшой рельеф, выступает над поверхностью бумаги, что нетрудно заметить невооруженным глазом или наощупь. Отдавленная на бумаге плоскость доски, имеющая легкий тон, усиливает цельность, собранность произведения. Благодаря рельефности штрих в офорте создает особые цветовые эффекты и отличается большим разнообразием, редкой глубиной и напряженностью тона. Такие широкие возможности, позволяющие решать сложные творческие задачи, издавна привлекали к офорту не только графиков. Лучшими офортистами, как правило, были крупнейшие художники (Рембрандт, Гойя, Коро, Милле, Репин, Серов и т. д.).

Гравирование на металле травлением издавна применялось в прикладном искусстве (для украшения оружия, утвари и т. д.). Первые самостоятельные офорты в игловой манере появились в начале XVI века и гравировались на железных досках. Вскоре железо заменяется более послушным материалом - медью. Одними из первых выполнили свои офорты на меди немецкие мастера А. Альтдорфер и А. Дюрер. Вплоть до XVII века манера травленого штриха (иглового офорта) была господствующей и почти единственной. Параллельно с нею развивалась манера сухой иглы, не имевшая в то время большого самостоятельного значения и чаще всего применявшаяся для правки травленого штриха. Почти все остальные манеры офорта (акватинта, мягкий лак, черная манера и т. д.) возникли в XVIII веке.

Большой подъем искусства офорта отмечается в XVII веке. В творчестве французского художника Ж. Калло мы впервые встречаемся с травлением в несколько приемов. Ж. Калло создал много замечательных офортов в травленом штрихе и в том числе значительную по содержанию и мастерству серию "Бедствия войны". Очень интересны пейзажные офорты другого французского мастера того времени К. Лоррена. Особенно значительными были достижения голландских мастеров XVII века. Рембрандт поднял искусство офорта на такую ступень, что его многочисленные листы до сих пор являются непревзойденными образцами. В творчестве Рембрандта ярко воплотились народно-освободительные идеи новой Голландии, только что сбросившей испанское иго. Глубоко реалистическое, гуманное, обращенное к народу творчество Рембрандта близко и дорого нам. Рембрандт первым раскрыл особые художественные качества офорта, показал неисчерпаемые возможности этой техники, создав проникновенные психологически глубокие образы. Интересны и разнообразны офорты других голландцев: Гойена, Остаде, Зегерса, Рейсдаля, Берхема. Известными офортистами были также Ван-Дейк - во Фландрии, Рибейра - в Испании, Роза - в Италии.

Для офорта XVIII века характерны поиски новых приемов работы, создание новых манер. Техника офорта все более усложняется. Появляются первые опыты цветной печати в офорте. Поиски новых способов, технических приемов очень часто связаны с задачами репродуцирования. Вновь открытые манеры нередко используются прежде всего в репродукционном офорте. Например, в Англии в XVIII и начале XIX века очень популярны были сложные репродукционные офорты в черной манере. Из мастеров офорта XVIII века выделяются итальянские художники Тьеполо, Каналетто и Пиранези.

Ярким явлением в истории искусства стали офорты с акватинтой испанского художника Ф. Гойи. Для эмоционально напряженного, сурового искусства Ф. Гойи творческой находкой было сочетание травленого штриха с широкими пятнами акватинты. Социально острые, драматические офорты Ф. Гойи посвящены героической борьбе испанского народа против наполеоновской интервенции (серия "Ужасы войны") или разоблачению испанской реакции (серия "Капричос").

Во второй половине XIX и начале XX века в офорте работают такие известные художники, как Коро, Т. Руссо, Милле, Добиньи, Бракемон, Мане, Дега, Сислей во Франции, Уистлер и Брэнгвин - в Англии, Цорн - в Швеции и многие другие мастера, значительно обогатившие и расширившие возможности офорта.

В России офорт известен со второй половины XVII века. В технике офорта работал, например, мастер-иконописец Симон Ушаков, ряд иностранных мастеров, обучавших этому искусству русских художников. Более широкое развитие офорт получил в нашей стране в XIX веке. Из многочисленных художников, работавших в офорте, назовем О. А. Кипренского, Ф. А. Бруни, Т. Г. Шевченко, И. И. Шишкина, И. Е. Репина, В. Д. Поленова, Н. Н. Ге, С. В. Иванова, Н. Н. Герардова. Велика заслуга В. В. Матэ, воспитавшего в Академии художеств многих замечательных мастеров офорта. Офорты В. А. Серова немногочисленны, но, бесспорно, принадлежат к лучшим произведениям этой техники в русском искусстве.

В советском изобразительном искусстве плодотворно работали и работают художники старшего поколения, сохраняя и развивая лучшие традиции этой техники, расширяя и углубляя технические приемы. К их числу относятся И. Нивинский, В. Фалилеев, П. Шиллинговский, Е. Крутикова, Г. Верейский, Д. Кутателадзе, Л. Овсянников, М. Добров и другие.

В 1959 году в залах Музея Академии художеств была организована первая в истории нашего искусства большая выставка офорта. Эта выставка убедительно показала, что в офорте активно работают художники многих республик и городов страны, что искусство офорта нашло достойных преемников - художников среднего и младшего поколений, офорты которых отличаются глубокой идейностью, значительностью тематики, разнообразием и богатством техники, новыми интересными поисками. К этим художникам относятся, например, С. Шор, А. Апинис, П. Белоусов, А. Постель, М. Алексич, А. Харшак, В. Мироненко, М. Фейгин, В. Волков и многие другие. Особенно выделяются отличные мастера офорта Эстонии: Э. Окас, А. Бах-Лийманд, О. Кангиласки, А. Кээренд, А. Кютт, О. Соанс и другие. Их офорты свидетельствуют о творческой зрелости авторов и высокой культуре этого замечательного искусства в Эстонской республике.